Люди — это нечто большее, чем просто машины из плоти и крови

08 июля 2022
0
1189
Генри Стэпп — физик-теоретик из Калифорнийского университета (Беркли, США), работавший с некоторыми отцами-основателями квантовой механики. Он заявил, что существование души укладывается в законы физики.

По словам Стэппа, неверно говорить, что вера в душу ненаучна. Здесь термин «душа» относится к личности, существование которой не зависит от мозга или остального человеческого тела и которая может выжить после смерти. В своей статье «Совместимость современной физической теории с выживанием личности» он писал:

«Сильные сомнения в выживании личности основаны исключительно на убеждении, что посмертное выживание несовместимо с законами физики. Однако они безосновательны».


Он работает с копенгагенской интерпретацией квантовой механики — интерпретацией, используемой некоторыми из основателей квантовой механики: Нильсом Бором и Вернером Гейзенбергом. Даже у Бора и Гейзенберга были некоторые разногласия по поводу того, как работает квантовая механика, и понимание теории с того времени также менялось.


Статья Стэппа о копенгагенской интерпретации оказала влияние. Она была написана в 1970-х годах, и Гейзенберг написал к ней приложение.

Стэпп отметил:

«В моих предыдущих описаниях этой ортодоксальной квантовой механики не было ни намёка на какое-либо представление о выживании личности».


Почему квантовая теория может намекать на жизнь после смерти

Стэпп объясняет, что основатели квантовой теории требовали от учёных, по сути, разделить мир на две части. Выше этого раздела классическая математика могла описать физические процессы, наблюдаемые эмпирическим путём. Ниже разреза квантовая математика описывает область, «которая не влечёт за собой полного физического детерминизма».

Об этой области ниже раздела Стэпп писал:

«Обычно обнаруживается, что эволюционирующее состояние системы ниже среза не может быть сопоставлено ни с одним мыслимым классическим описанием свойств, видимых наблюдателям. Так как же учёные наблюдают невидимое? Они выбирают определённые свойства квантовой системы и настраивают аппаратуру для наблюдения за их влиянием на физические процессы над «срезом»».


Ключевым моментом является выбор экспериментатора. Было доказано, что при работе с квантовой системой выбор наблюдателя физически влияет на то, что проявляется и может наблюдаться над срезом.

Стэпп привёл аналогию Бора для взаимодействия между учёными результатами его эксперимента:

«Это как слепой с тростью: когда трость держится свободно, граница между человеком и внешним миром — это граница между рукой и тростью; но когда трость держат крепко, она становится частью исследующего: человек чувствует, что он сам простирается до кончика трости».


Физическое и психическое связаны динамическим образом. Что касается отношений между разумом и мозгом, кажется, что наблюдатель может удерживать выбранную активность мозга, которая, в противном случае, была бы мимолётной. Это выбор подобный тому, который делает учёный, решая, какие свойства квантовой системы изучать.

Квантовое объяснение того, как разум и мозг могут быть отдельными или разными, но при этом связанными законами физики, «является долгожданным откровением», пишет Стапп.

«Оно решает проблему, которая на протяжении веков преследовала и науку, и философию — обоснованную потребность либо приравнять разум к мозгу, либо сделать мозг динамически независимым от разума».


По словам Стэппа, законам физики не противоречит то, что личность мёртвого человека может прикрепиться к живому человеку, как в случае так называемой одержимости духом. Это не потребовало бы каких-либо фундаментальных изменений в ортодоксальной теории, однако «ослабило бы идею о том, что физические и психические события происходят только в паре».

Классическая физическая теория может только уклониться от решения этой проблемы, а классические физики могут только работать над дискредитацией интуиции как продукта человеческого заблуждения, сказал Стэпп. Вместо этого наука должна признать «физические эффекты сознания физической проблемой, на которую нужно ответить в динамических терминах».

Как это понимание влияет на моральные устои общества

Для поддержания человеческой морали необходимо рассматривать людей как нечто большее, чем просто машины из плоти и крови.

В статье под названием «Внимание, намерение и воля в квантовой физике» Стэпп писал:

«Сейчас общепризнанно, что принятие в обществе «научного» взгляда о том, что каждый человек, по сути, является механическим роботом, оказывает разрушительное воздействие на мораль общества».


Он пишет о «растущей тенденции людей оправдывать себя, перекладывать свою вину на какой-то механический процесс внутри».

«Мои гены заставили меня это сделать, — говорят люди, или — моё высокое содержание сахара в крови заставило меня это сделать».

«Вспомните печально известную «защиту Твинки», которая избавила Дэна Уайта от пяти лет тюрьмы за убийство мэра Сан-Франциско Джорджа Москоне и супервайзера Харви Милка», — приводит Стэпп в пример.


Информация
Добавить комментарий