Дежа вю

16 сентября 2007
9
13399
Также существует и долгосрочная память, расположенная на поверхности мозга, вдоль височной части. Это место было названо кора гипоталамуса, и она очень тесно связана с самим гипоталамусом.

В действительности, справедливо отметить, что прошлое, настоящее и будущее интегрируется, не имея четких границ. В обычное время, мы переживаем что-то в настоящем, сравниваем с похожим прошлым и решаем, как будем отвечать. Временные рамки могут быть очень коротки, как то несколько секунд. Хотя, время от времени, может быть слишком много связей между кратко- и долговременной памятью. Когда такое случается, тогда настоящее может восприниматься как прошлое.

Если восприятия настоящего шунтируются частями мозга, то процесс воспоминаний под контролем прошлого, и если восприятия будут восприниматься как воспоминания, то человек почувствует, что они возрождаются в момент, припасенный в долгосрочной памяти.

Есть и другое явление, стоящее упоминания. Так называемое Жамэ вю. Это противоположность дежа вю. Вместо чувства «очень знакомо», вещи кажутся вообще незнакомыми. В этом случае, наоборот, связь между долгосрочной памятью и восприятиями из настоящего очень мала. Когда люди находится в таком состоянии, они ничего не испытывают, что хоть как-то связано с прошлым. Они могут разговаривать с человеком, которого хорошо знают, и неожиданно он покажется им совершенно чужим. Их знания этого человека, и то, как он с ними связан, просто исчезают. Комната, в которой они проводят много времени, да и все вокруг неожиданно может показаться абсолютно новым. Детали, которые они видели тысячи раз, внезапно становятся незнакомыми.

Жамэ вю не так обычно, как дежа вю, но это может быть просто принуждением.

Чем я могу ответить Дежа вю?

Это зависит от того, наслаждаетесь ли вы этим или нет. Некоторые люди пугаются, когда такое происходит, другие приходят в состояние мягкой эйфории.

Как и при любых других измененных состояниях сознания, многие люди, которые наслаждаются Дежа вю и думают о духовных понятиях, и те, которые так не считают, рассуждают об этом в психологическом ракурсе. Я беседовал с людьми, которые часто испытывали дежа вю, и находили его пугающим. В дежа вю как таковом нет ничего пугающего, но возможно, что активность перейдет с гиппокампуса на соседние структуры – амигдалу, которая является высоко эмоциональной структурой. Если так действительно произойдет, то эмоции будут неприятные, больше как страшные.

Если ваше дежа вю появилось вместе со страхом, то у вас может возникнуть желание получить некоторую помощь, зависящую от того, на сколько сильны чувства. Одно из самых лучших мест, где вы можете начать избавление от дежа вю – эпилептолог, особенно если вы думаете, что, возможно, сходите с ума. Почему бы собственно говоря и нет? Дежа вю по симптомам очень близка к временно-долевой эпилепсии, и гораздо чаще ставят неверный диагноз, чем верный, обычно это определяют как шизофрению, но бывает и как дисориентация биполя, и некоторые др…

Часто психологи неверно описывают временно-долевую эпилепсию, в результате чего она не внесена в Диагностическое и Статистическое руководство по психологическим отклонениям. Это стандартный гид по диагностике психиатрических заболеваний. Потому как данный вид эпилепсии не прописан в руководстве, ее патология не охвачена, и психологи попросту не имеют данных, когда имеют дело с временно-долевой эпилепсией. Она имеет гораздо более широкий круг симптомов, чем другие отклонения. В то время как большинство приступов этого типа (назван, в общем, частичный приступ) начинается в амигдале, они могут распространиться и в другие структуры, и таковых достаточно много. Одна из близ расположенных структур будет привносить в приступы запах и тогда у кого-то возникнет усиленное обоняние. Вторая, будет создавать искривления в пространственном восприятии. Третья, может вводить больного в сверхактивность потовых желез. Четвертая, может заставить человека постоянно говорить или писать. Пятая – сделать человека склонным к кратким, но интенсивным вспышкам гнева. А шестая в состоянии сменить ориентацию человека. Список можно продолжать. Также возможны разнообразные в изменения персональности, которые могут произойти. Надлежащий диагноз может стать затруднительным, с таким множеством возможных комбинаций.

В случае, когда дежа вю воспринимается безболезненно, реагировать можно по-разному. Нет нужды в диагнозе, даже если это положительно-эмоциональный тип временно-долевой эпилепсии. Подобное даже нельзя назвать отклонением, как таковым, но люди все равно чувствуют, что это так или иначе призывает к ответу, и духовные чувства в данном случае будут наиболее уместны.

Для дежа вю, которое воспринимается как нечто духовное, я могу предложить медитацию. Способ подчеркнуть существование настоящего здесь и сейчас. Дежа вю – это альтернатива восприятия настоящего момента. Две наиболее известные буддистские практики Зен и Випассана. Я не говорю, что люди, у которых бывает дежа вю, во многом могут стать буддистами, нет, только то, что это весьма подходящие практики для тех, кто часто испытывает чувство дежа вю. Гораздо приятнее, когда человек способен остановить свои мозговые процессы, и просто жить в реальности. Дежа вю – явление, которое очень трудно описать словами. Когда оно случается, человек все еще может говорить, но феномен, который вот-вот произойдет, требует внимания к ощущению прошлого.

Наиболее типично то, что человек, у которого бывает дежа вю, будет отдавать больше внимания ощущению, что «это прошлое»! Если кто-то хочет использовать сие явление для увеличения своего духовного потенциала, то он может попробовать три вещи:

1) Когда дежа вю случается, надо обращать больше внимания на то, что происходит сейчас. Внимательно следить за своими чувствами и смотреть на «чувства», которые воспринимаются очень дружелюбно. Если возможно получить чистое восприятие этих «чувств», то к ним можно вернуться некоторое время спустя. Особенно в течение медитации. Эта практика, для тех, у кого дежа вю случается достаточно часто, для приобретения преимущества над ним, можно выбить месяцы из времени, это требуется для более глубокого погружения в медитацию

2) Человек должен стараться отключиться от чувства прошлого и попытаться увидеть настоящее через это же чувство.

3) В течение медитации, человек должен притвориться, что дежа вю происходит именно сейчас. С практикой, знакомое чувство должно появляться, и тогда надо перенести внимание с «прошлого» на «настоящее». Когда это произойдет, практика медитации приобретет новую глубину.
Информация