Рерих и Авель в Карелии: Гиперборейские зарисовки

28 ноября 2009
1
11210
О далекой северной островной земле Тулия, или Тули, наперебой сообщали и средневековые арабские авторы — географы, историки, космографы. Так, философ Аль Кинди (ум. в 961/962 г.) писал об огромном острове Тулия и большом городе на нем с тем же названием, расположенных «в северном конце обитаемой земли, под северным полюсом». Хотя упомянутая страна и окружена «великим морем», дальше нее плыть уже некуда — никакой другой земли в Северном (Ледяном) океане больше нет. Космограф Димешки, развивая данные сведения, подчеркивает, что земля Тулия населена славянами. Сказанное перекликается с известиями об Острове русов других арабских путешественников и купцов, побывавших на Руси в основном еще во времена язычества. Почти все они в один голос утверждали, что русские (и славяне) обитают на каком-то далеком острове. Данный факт, кстати, получил отражение в русских средневековых «Космографиях» и прилагаемых к ним каргах, где территория России вплоть до XVIII в. изображалась наполовину как архипелаг, острова которого вытянуты полукругом.

Архетип Острова широко распространен в мифологиях различных народов мира. Так, в карело-финских рунах, объединенных и литературно обработанных Элиасом Лёнротом в стройный текст «Калевалы», Остров (по-фински — Сара) — это далекая, забытая и во многом незнаемая северная прародина, откуда ведут свое подлинное происхождение многие герои. Например, одно из прозвищ Лёмминкяйнена — Сарилайнен (что переводится как Островитянин). Точно так же и Северная Страна Тьмы — Похъёла, — где разворачиваются многие события «Калевалы», имеет второе, более архаичное название — Сариола.

В 1766 г. по указу Екатерины II в Спасо-Евфимиевом монастыре Суздаля учреждается государственная тюрьма для «безумствующих колодников». Ссылка применялась за различные преступления религиозного, политического и общеуголовного характера. Комендантом тюрьмы назначался настоятель монастыря. В числе первых узников было много лиц духовного звания, среди которых имя монаха Авеля стало известно широкому кругу совсем недавно.

В словаре биографий Брокгауза и Эфрона: «Авель - монах-предсказатель, родился в 1757 году. Происхождения крестьянского. За свои предсказания дней и часов смерти Екатерины II и Павла I, нашествия французов и сожжения Москвы многократно попадал в тюрьмы, а всего провел в заключении около 20 лет. По приказанию Императора Николая I Авель был заточен в Спасо-Ефимьевский монастырь, где и умер в 1841 году».

Василий Васильев - будущий предсказатель Авель - до 28 лет ничем особым не выделялся, но внезапно бросил семью, работу и в 1785 г. принял постриг в Валаамском монастыре под именем инока Адама. Прожив в монастыре год, Адам уединился в пустыне на том же острове, где получил дар предвидения событий. Сам он объяснял это тем, что «неведомо как оказался на небе и там прочел две книги». С тех пор с ним беседовал некий голос, который велел ему не держать своих знаний при себе, а сообщить о них «избранным», т.е. государям.

Однако, ряд архивных исторических документов, часть из которых хранится в библиотеке Валаамского монастыря и практически недоступна для широкого ознакомления, свидетельствует о том, что инок Адам «уединился в пустыне» не на самом Валааме, а на острове, носящем сегодня название Пеллотсаари, расположенном по соседству с Тулолансаари, в нескольких километрах от Валаама. С этими местами, по древним саамским преданиям, были связаны мифы о возникновении Мира!

В любой национальной традиционной культуре есть мифы, объясняющие происхождение Вселенной и человека. Эту часть мифологии в науке принято называть космогонией, а мифы — космогоническими.

Один из наиболее древних мировых космогонических мифов повествует о том, что мир или отдельные его части возникли из космического яйца.
Он распространен в древнегреческой, индоиранской, китайской и других традициях. В древней мифологии яйцо - это и небо, и земля, и подземное царство.

У восточных славян собственные мифы о Вселенной почти не сохранились. Отдельные русские космогонические представления тесно связаны с доиндоевропейской мифологической традицией, где творцом Вселенной является водоплавающая птица и яйцо.

Большинство же мифов и легенд о происхождении Земли и всего живого на ней в том виде, в каком их помнят в народе, сформировалось достаточно поздно — после того, как с христианской культурной традицией на Русь попало много книг, содержавших не каноническое вероучение, а различные теории, отвергнутые христианством.

Космогонические представления Месопотамии, Индии, Греции, Карелии, Китая, Полинезии говорят о яйце, снесенном змеем, который обитал в первозданном океане. Яйцо раскололось пополам, одна его половина стала землей, другая - небом.

В древних вариантах первой руны «Калевалы» говорится о том, как «небесный орел» приносит шесть золотых и одно железное яйцо, из которых выходят предки финнов.

Согласно древним иранским преданиям, бог света, праотец людей и учитель добра Ахурамазда также родился из «небесного яйца». Поэтому древние иранцы прославляли яйцо в священных гимнах, держали в храмах металлические изображения яйца.

Согласно мифологии догонов, Вселенная первоначально представляла собой яйцо, из него вышли все первоэлементы, космические миры, существа и стихии. В догоновской космогонии все структурировано и движется по спирали, в том числе развитие жизни, человека, Космоса.

Дети Зевса – родились из яйца, снесенного Ледой.

Архаичные предания, восходящие ко временам древнего пранарода, теснейшим образом сопрягаются с архетипом Космического яйца, из которого происходит мир.

У финнов и карел свои мифы - об утином яйце, из которого возник наш мир.

Во многих старинных рукописях круглый свод неба сравнивается с верхней половиной яичной скорлупы. А нижняя её половина замыкает собой подземный мир (см. фото).

А. Попов с одной из обнаруженных «кам...А. Попов с одной из обнаруженных «каменных полусфер». Фото Игоря Афоничева.


А. Попов с одной из обнаруженных «кам...А. Попов с одной из обнаруженных «каменных полусфер». Фото Игоря Афоничева.


А. Попов с одной из обнаруженных «кам...А. Попов с одной из обнаруженных «каменных полусфер». Фото Игоря Афоничева.

Все эти мифы и легенды об интересующих нас островах Ладожского озера так и могли бы остаться красивой сказкой и ни к прозрениям Авеля, ни к творчеству Н. Рериха никакого отношения не иметь. Однако, странная молва об этих местах, как своеобразных «перекрестках миров», не давала автору покоя, и в 2009 году он организовал экспедицию, ставящей своей целью поиск возможных ответов на поставленные ответы. Там впервые были обнаружены странные «каменные шары» и не менее странные «каменные полусферы», схороненные в водах Ладожского озера, и которые самой своей формой свидетельствовали о древних космогонических представлениях.

Сами «каменные артефакты» предлагают еще большее количество вопросов, тем более, что аналогов «каменным полусферам» автор нигде не встречал, а карельские геологи только разводят руками при попытке объяснения их происхождения.

Но главное в другом. Видимо, приоткрывается еще одна глубоко сакральная тайна Карелии, связанная не только с историей нашего края, но и с такими удивительными и до конца не понятыми фигурами как Авель и Н. Рерих. А значит, впереди новые открытия!
Информация