Рерих и Авель в Карелии: Гиперборейские зарисовки

28 ноября 2009
1
11201
На острове Тулолонсаари Ладожского озера, что в 10 км. от карельского г. Сортавала, 29 августа 2009 года состоялась открытие памятной доски в честь пребывания там выдающегося художника, исследователя, путешественника, общественного деятеля Николая Рериха.

Как сообщает сайт «Новости музеев», мраморная доска с гравированным на меди рисунком Николая Рериха «Тулон» выполнена в Санкт-Петербурге по проекту художников В. Васильева и В. Головачева. На белом мраморе алеет знак «Знамени Мира» – символ Пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников.

На острове Тулолансаари стоял дом купца Овечкина, в котором семья Рерихов проживала в 1918 году. В 1920-х годах дом был перекуплен и вместе с другими постройками объединен в усадьбу «Tulolanhovi». В 1950-х годах, во время укрупнения колхозов, добротный деревянный дом был разобран и вывезен с острова. В Ладожской серии рисунков Н. Рериха до сих пор хранятся два листа с названием «Тулон», изображающие ландшафт и строения на острове. До настоящего времени на острове Тулолонсаари не было ни одного упоминания о пребывании семьи Рерихов.

В 2009 году в рамках проекта «Карелия. Мифы и реальность», поддержанного Музеем-институтом семьи Рерихов, была снаряжена экспедиция на остров, результатом которой стала фиксация точного местоположения усадебного комплекса «Tulolanhovi», включающего в себя сохранившиеся до нашего времени объекты: пристань, дорогу в усадьбу, еловую аллею, колодец, остовы фундаментов хозяйственных построек. По результатам экспедиции было принято решение о необходимости установки памятного знака на месте бывшей усадебной пристани.

В 1918 году Николай Константинович Рерих – выдающийся художник и мыслитель – прибывает в город Сердоболь, нынешний Сортавала. Это была уже не первая поездка Рериха в Финляндию и Карелию. Интерес Рериха к Северу был неотделим от его интереса к прошлому России, к ее истории. Он живо интересовался изучением древнего магического Знания, существование которого в стародавние времена связывалось с северными территориями.

В это же время художник проявляет интерес к старинным финским храмам, он подчёркивает своеобразие финской настенной живописи; фантастические орнаменты, птицы, звери напоминают ему наскальные рисунки Севера – «в них чувствуется... время, когда христианство наложило руку на священный шамаизм». Статьями о стенописи он хотел добиться проведения реставрационных работ в финских каменных храмах. Рискну предположить, что суть интереса Н.Рериха к Северу в раскрытии самых древних, самых глубоких пластов времени, того времени, когда ковался дух Севера, когда народ и Природа жили вместе. Любовь к древним легендам, преданиям отозвалась в картине «Чудь под землю ушла» (1913). Возможно, это центральная работа в отношении Финляндии и Карелии. Предание гласит о северном народе, ушедшем жить под землю. Аналогичное предание будет найдено Рерихом на Алтае. Это одна из ниточек, которая приведёт его в Тибет на поиски загадочной страны Шамбалы. Современый исследователь Тибета, профессор Э.Мулдашев, пишет о скрытых пещерах, в которых находится генофонд человечества – представители всех человеческих рас, живших на Земле. Не этот ли народ ушёл под землю?

Испокон веков русский народ, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих русских книжников и проповедников, та счастливая и благословенная страна, которую можно сравнить разве что с земным раем и сохранившаяся в народной памяти под именем Беловодья. Беловодье – не предметная, а духовная реальность, аккумулировавшая в своем образе всю тысячелетнюю мудрость человечества. Истоки учения о загадочной стране и пытался отыскать Рерих на Севере. Он занимался серьезным изучением северных преданий, легенд, вел научные исследования, рисовал. Результатом его изысканий явилось представление о существовании древней духовной традиции в виде единой и неразрывной цепи, начало которой – на Севере, а конец – на Востоке, на Тибете и Гималаях. Однако, вопрос, почему Н. Рерих выбрал именно эти места современной Карелии, остается открытым. То, что это не было случайностью – доказывает вся жизнь великого мыслителя, в которой «случайность» для нас всегда оказывалась «закономерностью и необходимостью» для него.

Давным-давно Ладожское озеро называлось озером Нево. Река Нева, разумеется, от Нево прозываться стала в результате совершенствования русского языка до уровня современного. В карельском языке есть слова nevvuo («советовать», «отдавать знания»), nevvo («учи», «научи»), nevvoi («советник», «учитель», «человек, который много знает и эти знания отдает людям»). Отсюда, из озера Нево на лодьях волхвы, коих Татищев назвал «философами и мыслителями, опередившими время», шли к людям, чтобы нести им свет знаний острова Валаам. Карелы, и финны именуют его Valamo, где Vala – это «свет», а если быть точнее, Вало или Вала – это одно из имен Бога Солнца Ра – Аполлона Гиперборейского, и значит остров Валамо (Валаам) – Солнечного Бога Земля, откуда жрецы (волхвы) Бога Ра распространяли народам знания. Ма, вторая часть слова, трансформировавшаяся в «ам», переводится «земля». Кстати, народ на карельском языке – это Rahvas («Рахвас»), где Ра – это Бог Солнца, а «вас» на санскрите означает «сиять».

Далее давайте попытаемся с «карельской» точки зрения разгадать смысловое значение топонима Ладога, созвучными которому в настоящее время являются многие однокоренные слова как современного русского языка, так и языка карельского: лад, ладья (лодья), ладить, ладушки, лада и так далее. Надо помнить еще и о том, что на севере силен был культ богини Ладо. В.Н.Татищев в статье о «языческих» богах писал: «… наши предки славяне и в Руси особливо почитали, яко у славян Триглав, Святовид, Белбог, Черный бог, Поревид, Праве или Правы, Радомысл и пр. У нас были более сарматских или варяжских званий, яко Перун, Стрибог, Мокос, Хорс, Дида, Ладо, Купало и пр.»

А теперь рассмотрим топоним Сортавала. В какие только дебри не пытаются нас завести различные исследовательские изыскания! Вспоминают здесь и «черту» и «чёрта», когда начинают расшифровывать первую часть слова топонима Sortavala. При этом вспоминают, что vala на финском и карельском языках означает «свет». Но Вала, прежде всего, - это одно из имен солнечного Бога, а имен у Него много: Ра, Аполлон, Святовит, Свентовит, Вала и так далее. Но что же может означать первая часть географического названия «Сорта»? Sortaa, sortua, sordua на карельском языке означает «уронить». Отсюда следует: а не означает ли название города Сортавала «Оброненный Свет Бога»? В случае с топонимом Сортавала получается, что «Бог Вала уронил свой взор на эти места», а места, надо сказать, здесь действительно Божественные.

Не менее интересно и название самого острова – Тулолансаари. На русском языке оно обозначает «Потаённый остров». Именно такой смысл имеет, согласно словарю Владимира Даля, понятие «тула». Это — «скрытое, недоступное место» — «затулье», «притулье» («тулить» — укрывать, скрывать, прятать и т. п.). В финно-угорских языках этому русскому слову соответствует «tulla». Топонимы с корнем «тул» вообще имеют чрезвычайное распространение: города Тулон и Тулуза во Франции, Тульча — в Румынии, Тульчин — на Украине, Тулымский Камень (хребет) — на Северном Урале, река в Мурманской области — Тулома, озеро в Карелии — Тулос. И так далее — вплоть до самоназвания одного из дравидских народов в Индии — тулу.

Информация
Комментарии
1 | Slovoslav 28 апреля 2011 11:54:20
Ещё в Карелии есть: река Туле, озеро или деревня Тулицы, остров Большой Туль.
Добавить комментарий