Чернобыльской катастрофе – 24 года. Советские солдаты оказались надежнее японской техники

26 апреля 2010
1
7352
Как передает «Новый Регион», об этом сегодня, в день 24-й годовщины чернобыльской трагедии, рассказывает житель Дубоссарского района Приднестровья, бывший командир Кочиерского отдельного механизированного полка гражданской обороны полковник Николай Масюк.

Он вспоминает, что 29 сентября того года ему было приказано отобрать 100 человек, имевших дозу радиации не более 10 рентген и прибыть на станцию.

«В ходе работ по расчистке места взрыва необходимо было убрать обломки рухнувшего четвертого энергоблока с крыши соседнего, третьего реактора. Первоначально планировалось выполнить эту работу с помощью японского робота с дистанционным управлением, но он сразу же остановился. Оказалось, что интегральные схемы не выдержали радиоактивного излучения, составлявшего в зоне работы 1000 рентген в час», – рассказал ликвидатор чернобыльской катастрофы.

«Сотня храбрецов поднялась на 18-й этаж, где их посменно начали облачать в защитную спецодежду, которая состояла из свинцовых шорт, своеобразных доспехов из того же металла, прикрывавших грудную клетку и спину, и косынки, опоясывавшей предплечье. Вес такого «костюма» составлял 32 килограмма», – отметил он.

По словам Масюка, уровень радиации в тысячу рентген в час позволял работать на крыше не более одной – полутора минут. За это время надо было сбросить вниз максимально возможное количество фрагментов бывшего энергоблока. В числе первой четверки на смертельно опасную крышу поднялся командир, что в лучшем смысле этого слова тогда называлось «увлечь личным примером».

После выхода полковника все подчиненные безукоризненно выполнили эту чрезвычайную миссию.

Полковник Масюк, недавно отметивший свой 70-летний юбилей, по-прежнему в строю. Сегодня военные знания и любовь к родине он передает учащейся молодежи города Дубоссары.

За двухмесячное пребывание в зоне Чернобыльской катастрофы в 1986 году бывший командир Кочиерского полка гражданской обороны был награжден Орденом боевого Красного Знамени.

Сводный полк гражданской обороны, сформированный на базе 262-го аналогичного подразделения Одесского военного округа, которым он командовал здесь, был награжден вымпелом министра обороны СССР. Он и поныне хранится в месте дислокации полка в Краснознаменске. Этими наградами была отмечена огромная работа военнослужащих в 30-километровой зоне вокруг атомной станции.

Ночью 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, при этом погибло 2 человека. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. Произошёл выброс в окружающую среду радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, иода-131 (период полураспада 8 дней), цезия-134 (период полураспада 2 года), цезия-137 (период полураспада 33 года), стронция-90 (период полураспада 28 лет).

Государственная комиссия, сформированная в СССР для расследования причин катастрофы, возложила основную ответственность за катастрофу на оперативный персонал и руководство ЧАЭС. Утверждалось, что авария явилась следствием маловероятного совпадения ряда нарушений правил и регламентов эксплуатационным персоналом, катастрофические последствия авария приобрела из-за того, что реактор был приведен в нерегламентное состояние.

Для координации работ по ликвидации последствий аварии были созданы республиканские комиссии в Белорусской, Украинской ССР и в РСФСР, различные ведомственные комиссии и штабы. В 30-километровую зону вокруг ЧАЭС стали прибывать командированные специалисты и воинские части, как регулярные, так и составленные из срочно призванных резервистов. Их всех позднее стали называть «ликвидаторами». Ликвидаторы работали в опасной зоне посменно: те, кто набрал максимально допустимую дозу радиации, уезжали, а на их место приезжали другие. Основная часть работ была выполнена в 1986-1987 годах, в них приняли участие примерно 240 000 человек. Общее количество ликвидаторов (включая последующие годы) составило около 600 000 тысяч.
Информация
Комментарии
1 | bivagr 03 мая 2010 23:07:21
Незнаю какие были защитные костюмы, но те солдаты которые работали на крише получали неслыханные облучения. Пищу принимали за зоной, там возле КП сояла столовая, только построена. Так вот эти юноши которые работали на крыше, приезжали в столовую. Машину оставляли в зоне на площадке, а сами пешком шли в столовую через КП мимо дозиметрической стойки, которая была настроена на три миллиренгена. Стойка срабатывала. Это, представте себе, после душа и одеты в новое обмундирование. Что с этими ребятами было потом мне не известно. (Я на КП стоял в качестве дозиметриста)
Добавить комментарий