В поисках сокровищ Митридата

21 ноября 2018
0
3322
Римский историк Гай Веллей Патеркул даёт Митридату следующую характеристику: «Вождь в замыслах, воин в бою, а в ненависти к римлянам подобен Ганнибалу». Его коллега Луций Анней Флор, при этом отмечает, что Ганнибал сопротивлялся римлянам тринадцать лет, а Митридат целых сорок. Две войны с Римом не остудили его пыла и в 74 году до н.э. шестидесятилетний Митридат начинает новую войну, она станет для него последней.

Мраморное надгробие жены царя Митрида...Мраморное надгробие жены царя Митридата Гипсикрата

Понимая, что в одиночку ему римлян не одолеть, Митридат активно ищет союзников, в том числе и в стане врага и находит, причём весьма неожиданного союзника. О восстании Спартака большинство из нас слышало ещё в школе. Рабы, доведённые до отчаяния, попытались с оружием в руках, бороться за свои права, но их попытка не увенчалась успехом и рабы жестоко поплатились за свою дерзость. Вольтер называл восстание Спартака единственной справедливой войной в истории. Но так ли это на самом деле? Вообще в истории Спартака многие факты вызывают удивление. Например, весьма странные и даже хаотичные перемещения восставших. Начало восстания, из гладиаторской школы в Капуе, примерно в ста пятидесяти километрах от Рима, бежит группа гладиаторов во главе со Спартаком, они двигаются на юг, по дороге разоряя виллы богачей. К Спартаку присоединяются всё новые добровольцы и вскоре он оказывается во главе многотысячного войска. Восставшие захватывают город Нола, ещё несколько городов, доходят до Калабрии, это уже самый юг Апеннинского полуострова и вдруг поворачивают на восток к побережью Ионического моря, а затем они идут на север и держат путь в сторону Альп. Но добравшись до Альп, Спартак снова поворачивает, теперь уже на юг. Опять проходит через всю Италию и доходит аж до Мессинского пролива, отделяющего его континентальную часть от Сицилии.

И вот такое хождение Спартака по Италии продолжается почти два года. При этом надо понимать, что на усмирение восставших, брошены все силы Рима. Со Спартаком сражается регулярная армия. Порядок в стране удалось восстановить только ценой неимоверных усилий и колоссальных жертв. Теперь вопрос. Кому это было выгодно? Явно тому, кто хотел максимально истощить силы Рима, т.е. понтийскому царю Митридату Евпатору.

Мы не можем утверждать, что Спартак был агентом Митридата, но факт остаётся фактом. Восстание Спартака началось почти одновременно с тем, как Митридат вступил в свою третью войну с Римом. Именно из-за этого римские войска поначалу вынуждены были отступать. Ведь Риму приходилось вести войну на два фронта. Но разобравшись со Спартаком, Рим с удвоенной силой ударил по Митридату. Грозного Суллу сменил Луций Лициний Лукулл, но он также оказался умелым полководцем. Лукулл нанёс Митридату несколько чувствительных поражений. От полного разгрома и пленения понтийского царя спасло лишь то, что римские легионеры, преследуя Митридата, наткнулись на ослика навьюченного мешками золота. Пока они делили добычу, Митридат запрыгнул на корабль и уплыл в Армению к своему зятю. Теперь у него не было ни армии, ни казны, ни страны.

Памятник Митридату в КерчиПамятник Митридату в Керчи

Митридату снова помогли распри в стане врага. В Риме у Лукулла образовалось немало завистников. И в конце концов Сенат отстранил его от командования и назначил на это место Гнея Помпея Великого Магна. Митридат тем временем собрал тридцатитысячное войско и был полон решимости вернуть себе прежнее могущество. Но Помпей тоже был не промах, он разбил понтийскую армию в пух и прах и назначил вознаграждение за голову Митридата. Митридат отступил в Колхиду и двинулся на север в Фанагорию. Почему именно Фанагория? Вероятно, из всех ещё подчинявшихся ему крепостей Митридат считал Фанагорию самой надёжной. Именно отсюда он рассчитывал начать новый поход против Рима.

На войну понятное дело нужны деньги. Так что если к этому времени у Митридата ещё и были какие-то остатки его золотого коня, то, скорее всего царь Понта планировал пустить их на зарплату наёмникам. Но пока Митридат колесил по Крыму пытаясь собрать новое войско, в Фангории вспыхнул мятеж, на подавление которого у царя уже не было сил. Потеряв жену и детей, семидесятилетний Митридат обосновался в Пантикапеи у своего старшего и самого любимого сына Фарнака. Но Фарнак уже сам хотел стать царём Понта. Когда даже ближайшие сподвижники Митридата перешли на его сторону, Фарнак решился на открытый мятеж. Легенда гласит, что на глазах у Митридата, прежде верные ему слуги вынесли из пантикапейского храма священный стебель и увенчали им Фарнака как нового царя. После такого позора жить Митридату было больше незачем.

Римский историк Плиний Старший в своей «Естественной истории» писал, что после того как отец Митридата был отравлен, наследник чтобы не повторить его судьбу стал приучать себя к разным ядам, т.е. принимать их в малых дозах, чтобы выработать иммунитет. Он и не думал, что однажды эта привычка сыграет с ним злую шутку. Когда осознав своё полное поражение, Митридат решил свести счёты с жизнью, он принял яд, который носил с собой много лет, но яд не подействовал. То ли Митридата и в самом деле никакие отравы уже не брали, то ли яд просто утратил свою силу от долгого хранения.
После неудачи с отравлением, понтийский царь попросил своего телохранителя заколоть его, позже сложат легенду, что Митридат закололся сам. Однако могила легендарного царя Понта находится совсем в другом месте.

Владимир Санжаровец рассказывает: «Молва похоронила Митридата в Керчи, только благодаря этому имя его живёт и по сию пору. В современной Керчи всё здесь о нём говорит и название горы и многих улиц и переулков и проулков и даже есть люди которые по прежнему верят в то, что здесь находится его могила».

Доведя отца до самоубийства, Фарнак пошёл ещё дальше. Он отдал труп Митридата его злейшему врагу, Помпею. Тот приказал отправить Митридата на его историческую родину в Синоп, где царя похоронили с почестями и на родовом кладбище. Значит нам туда дорога, в Турцию, путь совсем не близкий и я вообще не уверен, что нам стоит его проделывать. Ведь нет никаких убедительных доказательств того, что в Синопе похоронен именно Митридат. Лично меня смущает два момента. Во – первых, Фарнак никогда особой неприязни к отцу никогда не испытывал, просто в какой – то момент он стал для него преградой на пути к трону, а вот римлян понтийский наследник ненавидел люто и вряд ли он им отдал бы тело своего отца. Во – вторых, холодильников тогда ещё не было. И когда мёртвый Митридат доехал до Помпея, он был уже не в самом лучшем виде. Римляне с трудом распознали тело своего врага по боевым шрамам. Так что в Синопе похоронен, скорее всего, вовсе не Митридат.

Но где же в таком случае нашёл свой последний приют легендарный царь Понта? Итак, мы выяснили. Могила Митридата находится не на горе его имени и не под горой, нет её и в Фанагории, а в Синопе похоронен вовсе и не царь Понта. Поставим себя на место Фарнака. Если римлянам он решил выдать фальшивого Митридата, то настоящего сын похоронил наверняка бы в достойном месте, где – то неподалёку. Мы проанализировали имеющуюся информацию, и кажется, нашли такое место.

Кажется у Честертона в одном из рассказов об отце Брауне есть мысль, что спрятать мёртвое тело проще всего среди других мёртвых тел. Мы в Аджимушкае, это пригород Керчи. Именно здесь находится Царский курган, усыпальница правителей Боспорского царства. Мы предполагаем, что именно в ней был тайно похоронен Митридат. Кстати от места его гибели сюда идти не более часа. Это совсем близко. К сожалению никаких золотых коней не нами ни до нас здесь найдено не было. Но могло ли на самом деле в могиле Митридата лежать что – то подобное? Едва ли. Ведь в многолетней войне с Римом царь Понта истощил все свои ресурсы. И кстати сделал это Митридат совершенно напрасно. Ведь он так и не смог одолеть грозного противника. Это удалось только необузданным готам и то лишь пять веков спустя.

Возможно в годы расцвета своей империи Митридат и впрямь был достаточно богат, чтобы отлить себе целый табун золотых коней. Однако очевидно, что сокровища Митридата если они и вообще существовали, были потрачены им на войны, да и умер он не в тех обстоятельствах, когда в могилу кладут несметные богатства. Если именно здесь как мы предполагаем Фарнак похоронил отца, то это место вполне достойно такого грандиозного человека как Митридат Евпатор.
Информация