Чужое сердце - начало новой жизни. Но какой?

30 декабря 2006
0
10248
Уильяму Шеридану в 63 года сделали пересадку сердца в одной из нью-йоркских больниц. После операции человек переменился. У него открылась не только тяга, но и способности к рисованию. Психолог-консультант Бет де Фуриа высоко оценила художественные работы своего пациента: «Было удивительно наблюдать, как расцветал этот талант». Объяснение новому дарованию было: Кейт Невилл - донор, от которого Шеридану пересадили сердце, был натурой творческой, а рисование - одно из его увлечений!

О столь неожиданных изменениях вкуса и характера человека после пересадки ему сердца от донора сегодня пишут много. Вот еще два наглядных примера. Дотти О'Коннор, жительница штата Массачусетс, панически боялась высоты, но полностью избавилась от этой фобии после того, как ей трансплантировали сердце альпиниста. Теперь она и сама стала скалолазом.

Поль Олдам, юрист из Милуоки, которому трансплантировали сердце 14-летнего подростка, вдруг полюбил сникерсы, хотя раньше на дух их не переносил.

Такие изменения человека, происходящие после пересадки ему сердца донора, можно понять, если полистать книгу российского физиолога И.П.Павлова. В своей, к сожалению, мало кому известной работе «О смерти человека» ученый научно обосновывает, что человеческое сердце - это не просто «мотор», перекачивающий кровь. Еще во времена древних греков слово «сердце» означало и душу, и мысль, и ум, и убеждение. Причем такое отношение к сердцу характерно для всех народов. На Руси сердце «страдает», «тоскует», «переживает», «любит» и «ненавидит». «Все эти явления, - пишет Павлов, - в своей основе имеют глубокий физиологический смысл... От правильной функции сердца зависят не только физическое, но, прежде всего, духовное благополучие человека. Физическое здоровье этого органа всегда связано именно с духовным состоянием».

Но все-таки большинство ученых сомневаются, что такие превращения в чувствах, душевном складе человека связаны именно с сердцем донора. На их взгляд, этот факт вполне можно объяснить воздействием препаратов, применяемых во время операции по трансплантации и после нее. Ведь для того чтобы предотвратить отторжение нового органа, человек в буквальном смысле должен сесть на иглу непрерывных инъекций. И, главное, слишком мало число людей, которым пересадили сердце, а тех, у кого были замечены столь резкие изменения в характере, вообще единицы. Именно поэтому в статьях о воздействии пересадки сердца постоянно фигурируют только несколько одних и тех же эффектных примеров.

Так что же делать: согласиться с мнением большинства? Не будем торопиться. Сердце - это очень важный, овеянный мистикой орган, пересадка которого и ее последствия сразу же привлекли внимание журналистов. Есть один человеческий орган, который в огромном количестве пересаживается от донора к больным вот уже почти 100 лет. И здесь можно оперировать не единицами и первыми десятками, а тысячами примеров. Речь идет о крови, воздействие которой на людей, в том числе и мистическое, признавалось во все времена всеми религиями. Интерес ученых к использованию крови для воздействия на организм больных или престарелых людей пробудился в начале XX века. В Цюрихе в 1907 году профессор Рудольф Штайнер читал курс лекций по значению гемотрансфузии для изменения физического и психического состояния человека. «Автор утверждал странные, на первый взгляд, вещи, - рассказывал слушатель этих курсов, а впоследствии доктор биологии и сотрудник Московского института переливания крови Валерий Канюка. - Например, что в крови есть пластины, записывающие информацию о внешнем мире и работе самого организма. Они несут ее к сердцу. Именно в нем перерабатываются потоки, формирующие человеческое «я». И оно микроскопически меняется с каждым ударом сердца». Эти же лекции с большим интересом посещал член российской социал-демократической партии врач Александр Богданов. Под воздействием лекций Штайнера он написал научно-фантастическую книгу «Красная звезда». В ней шла речь о марсианской цивилизации, где было достигнуто бессмертие. Технология непрерывного омоложения описывалась таким образом: «Мы устраиваем обмен крови между двумя человеческими существами, из которых каждое может передавать другому массу условий повышения жизни... Кровь одного человека продолжает жить в организме другого, смешиваясь там с его кровью и внося глубокое обновление во все его ткани».

После революции Александр Богданов создал в Москве первый в мире Институт переливания крови и стал его директором. В институте многое было сделано впервые в мире, в том числе и полное переливание крови от одного человека другому. В числе добровольцев, на которых ставились эти опыты, был сын Богданова - Александр Малиновский. В эксперименте отца он участвовал в возрасте 25 лет. Его собственную кровь заменили на кровь сорокалетнего атлета. Вскоре конституция Малиновского, который был хил от рождения, стала меняться. Он стал мощным ширококостным мужчиной.

«Было очевидно, - рассказывал Валерий Канюка, - что кровь несет гораздо больший заряд информации, чем принято считать. Впоследствии, когда я занимался проблемами космической медицины в отделе «Орион», удалось проверить некоторые идеи Штайнера с помощью современной аппаратуры. Мы с коллегами пришли к выводу: его «кровяные пластины» - не что иное, как эритроциты. Когда кровь проходит через внутренние органы, эритроциты собирают через вибрации информацию об их деятельности. Сведения о внешнем мире аккумулируются, когда кровь проходит через головной мозг. В полной мере и те, и другие данные считываются в сердце».

Но прошло несколько десятков лет, и выяснилось, что эритроциты донора, оказавшиеся в теле другого человека, не только оздоравливают его на физиологическом уровне, они еще влияют и на его эмоциональное состояние, психику и даже интеллектуальные способности. В начале 80-х годов XX века в медицинской литературе США были описаны сотни случаев изменения человеческой личности после переливания крови. Приведем только один из них, произошедший с Анжелой Т. из Хьюстона.

В США существует практика заключения контрактов между донором и реципиентом, то есть человеком, которому переливают кровь. В результате этого реципиенту в течение нескольких лет переливают кровь от одного и того же донора. На протяжении пяти лет Анжела получала кровь от простой домохозяйки. И вот что вышло из такого постоянства. Коэффициент интеллекта женщины упал на 26 пунктов. В фирме Анжелу были вынуждены перевести на низкооплачиваемую должность. Если раньше она любила классическую музыку, то теперь могла слушать только «попсу».

Исследовав множество подобных случаев, ученые сделали вывод, что при переливании крови нужно обязательно учитывать не только группу крови и резус-фактор, но и коэффициент интеллекта донора. Поэтому с 1990-х годов в США стали создавать индивидуальные банки крови. Люди постепенно сдают в них собственную кровь, чтобы им впоследствии не вливали чужую, которая может привести к пагубному влиянию на их психику и интеллект.

Вот и получается, что ученые, сомневающиеся в воздействии сердца донора на характер, творческие способности и интеллект человека, которому сделали пересадку, не правы. Интеллект и характер человека меняются, причем, учитывая, что тела людей-доноров редко будут принадлежать художникам, альпинистам и добровольцам, занимающимся с детьми-сиротами, эти изменения чаще будут носить негативный характер.

Михаил ТАРАНОВ
НЛО, №51, 2006
Информация
Добавить комментарий