Туниджуки

09 июня 2010
3
9396
На одном из упоминавшихся выше озер необычной формы траппер поставил несколько капканов, но вскоре был вынужден перенести их в другое место, так как на всех капканах пружина оказалась спущенной — охот-пик утверждал, что следы существа, которое это сделало, он не встречал ни разу -в жизни. Он попытался поймать это животное, но ничего не получилось, а однажды ночью послышался какой-то шум, собака траппера залаяла, и больше он ее никогда не видел. Охотник пошел по следу и обнаружил, что параллельно собаке двигалось неизвестное существо — через некоторое время следы собаки внезапно оборвались. Траппер пошел по следам существа, но вскоре понял, что оно находится прямо перед ним, так как следы дважды совершили полный круг, возвращаясь к месту, где исчез пес!

По словам траппера, это были следы двуногого животного, которое время от.времени передвигалось на четырех конечностях. Отпечатки задних лап были «примерно семь дюймов длиной и выглядели как нечто среднее между следом двухлетнего, медведя и стопой человека маленького роста. На концах пальцев отчетливо виднелись отпечатки когтей, также выделялись подушечки и пятки; между подушечками и пяткой нога не так сильно вдавливалась.в почву, словно ступня имела небольшой изгиб или подъем. Отпечатки передних лап напоминали следы крупного енота, только еще больше».

Необходимо отметить, что индейцы, живущие в южной части этого побережья, говоря по-английски, называют эти существа «обезьянами», а гималайские непальцы несколько раз сообщали, что видели СЧО (которого они называют Ме-Те (Meh-Teh), которые периодически встают на четыре лапы, как гориллы. Кроме того, следы передних лап енота отличаются от отпечатков ладоней тщедушного человека только наличием когтей.

Утверждают, что траппер вернулся на место своей стоянки, но никто его больше не видел. Через три недели обнаружили его следы, а пружины большинства капканов оказались спущенными:

За последние пятнадцать лет ваш покорный слуга получил множество писем, где приводятся описания СЧО, встречающихся как по всей территории Канады, так и в Скалистых горах, и на Лабрадоре. За последние несколько лет я получил более ста таких писем, но только два из них оказались достоверными. Первое касается события, произошедшего примерно в 1911 году в самой северной части штата Миннесота. Как сообщается (письмо написала дама, проживавшая в то время в тех краях), два охотника отправились в лес рядом с небольшим городком и наткнулись на странные следы. Двигаясь по следам, они обнаружили «гигантского человека с длинными руками, все тело которого было покрыто короткой светлой шерстью» (слово в квадратных скобках выделено мной).

Один охотник остался наблюдать за непонятным-существом, а второй побежал назад и вернулся с целой толпой граждан. Лес основательно прочесали, но ничего, кроме следов, не обнаружили. Северная Миннесота расположена в южной части громадного массива северных арктических лесов, и даже сегодня границей между ними служит небольшая шоссейная дорога. Если в 1910 году здесь существовали СЧО, нет ничего удивительного, что один из них решил прогуляться чуть южнее. Обращает на себя внимание цвет шерсти. Эта информация совпадает с несколькими сообщениями о крупных сасквачах.

Другим интересным моментом является ряд новых выражений, которые появились в лексиконе северных лесных индейцев для описания природы знаменитых «вендиго» (Wendigo) или «вентиго» (Wentigo). Эти призраки, духи или демоны индейской мифологии всегда имели очень много общего с «троллями» Скандинавии и другими традиционными чудовищами из сказаний и легенд предполярья. В небольшой статье, которая была опубликована в одном канадском журнале, отставной охотник-промысловик дает описание вентиго со слов старого индейца по имени Джон Кастлер, жившего на озере Амиск. Здесь, как и в ряде других сообщений, утверждается, что вентиго являются существами с неуравновешенной психикой, на них не действуют заклинания местных шаманов, а будучи загнанными в леса, они приобрели сверхъестественные способности. Однако в описании Ка-стлера отмечается, что шаманы чувствуют их на значительном расстоянии; он также пишет, что вентиго передвигаются стаями, как лисицы,—они избегают встреч с людьми, а когда на них нападают, защищаются, кусая своих противников. Индеец сообщает, что живут они под землей, а также, что его народ почти истребил их. Создается впечатление, что в легендах о вендиго присутствует значительный элемент, характерный для описаний примитивных существ типа СЧО, — а легенды эти распространены по всей Канаде. (Эти существа называют и «вендиго», и «виндиго», и «витико», и «ледяной гигант».)

Одно из самых необычных сообщений о СЧО, которое когда-либо попадалось мне на глаза, можно прочитать в книге Эллиотта Меррика «Подлинный север». Здесь дается описание некоторых событий, произошедших на реке Траверспин, в том месте, где она впадает в реку Га-мильтон, у самого залива Гус-Бей, Лабрадор, действие разворачивалось главным образом на ферме семейства Мишелин в 1913 году. Автор книги характеризует их рассказ как «историю с привидениями» и добавляет, что такое вполне возможно «в этих местах, где полно полуразвалившихся, брошенных домов и где царствует первобытный страх». Однако в свете открытий, сделанных уже после публикации этой книги, описываемые в ней события вполне можно рассматривать и под другим углом. Лучше всего обратиться непосредственно к книге (автор благодарит издательство «Чарлз Скрибнер энд Сонз», Нью-Йорк, за любезно предоставленную возможность процитировать отрывок из данного произведения). Итак:

«Около двадцати лет назад.маленькая девчушка играла на опушке и вдруг увидела, что из леса вышла огромная волосатая тварь с длинными, почти до земли, передними лапами. Существо было примерно семи футов в полный рост, но иногда оно приседало на все четыре лапы. На голове у него была светлая грива. Девочка рассказывала, что, когда оно ухмыльнулось ей, она отчетливо разглядела белые зубы. Когда существо направилось к девочке, она закричала и побежала к дому. Следы существа были повсюду — в грязи, на песке; позже их видели на снегу. Семья измерила следы, и отец с матерью вырезали из бумаги точные копии отпечатков, которые хранятся у яих до сих пор. Это очень странная ступня — длина ее около двенадцати дюймов, узкая в пятке, а впереди раздваивающаяся на два широких полукруглых пальца. Иногда отпечатки были такие глубокие, что создавалось впечатление, будто существо весит не меньше 500 фунтов. В других случаях следы были не глубже человеческих. Они поставили медвежьи капканы, но безрезультатно. Существо обдирало кору с деревьев и выкорчевывало большие пни, словно искало червей. Они организовали охоту, в которой приняли участие несколько лесорубов, работавших тогда на озере Мад, — всю ночь они провели в засаде на тропе, но так и не сделали ни одного выстрела. Более десяти человек рассказывали мне, что видели следы своими собственными глазами, и они были в высшей степени необычные, эти люди никогда не видели ничего подобного. Как-то в полдень один ребенок увидел, как это существо подглядывает в окошко. Девочка закричала, старая миссис Мишелин схватила ружье и бросилась к двери. Она только успела заметить, как голова существа исчезла в ивовых кустах. Она выстрелила в том направлении, и считает, что ранила животное. Она также говорит, что на макушке у него был клок белой шерсти. На ночь они подперли дверь березовым поленом и легли спать в комнате на втором этаже, прихватив с собой винтовки и топоры. Собаки тоже чувствовали это существо—семья слышала, как они заливаются лаем при его приближении. Видимо, однажды они загнали его в реку, так как утром шереть всех собак была влажная. Как-то ночью собаки столкнулись с существом, что называется, нос к носу, и оно швырнуло в них палку или бревно, которое ударилось в угол дома с такой силой, что строение задрожало. Отец и сыновья не расставались с оружием, но ни разу не столкнулись с этим существом. Так продолжалось две зимы. Семья и сегодня не сомневается, что это был один из наместников дьявола или, что по их мнению более вероятно, «сам Сатана».

Мне порекомендовал эту книгу мистер Брюс С. Райт, директор Северо-Восточного центра по наблюдению за дикой природой, работающего совместно с институтом по исследованию дикой природы, г. Вашингтон, округ Колумбия, и университетом Нью-Брансуик, г. Фредериктон, провинция Нью-Брансуик, Канада.

Похоже, что, судя по приведенным выше случаям, а также на основании множества сообщений о сасква-чах — они уже поступают более ста лет — и целом ряде других происшествий, о которых пишут со всей Канады, надо сказать следующее: в арктическом и предарктиче-ском поясах Северной Америки одно время были широко распространены как минимум один или два типа (в случае, если будет подтверждена информация о скелетах пигмеев на арктических островах Канады) поросших шерстью первобытных людей или низших томинидов. Более того, в последнее время становится все сложнее и сложнее позитивно оценивать мысль, что ни одно из этих существ не могло дожить до наших дней.

Возникает логичный — и весьма уместный — вопрос: что же это за существа?

Мы уже упоминали имя Глэдуина. Этот человек, хоть и никогда профессионально не занимался антропологией или археологией, проделал огромную и весьма полезную работу — кстати, предисловие к первому изданию моей книги написал сам Эрнст Хутон. В этом предисловии Хутон утверждает, что, хотя несколько гипотез Глэдуина в то время не могли, исходя из традиционных воззрений, быть приемлемы, его основной тезис требует самого серьезного внимания. Глэдуин просто утверждает, что несколько «волн» гоминидов прошли из восточной Азии через Берингов пролив и расселились по всему Новому Свету. Его хронология этих волн такова: первыми прибыли низшие гоминиды (такие, как питекантропы), следующими были пещерные люди неандертальского типа, затем представители тех, кого мы называем первобытными людьми (сегодня они представлены бушменами, негритосами и карликовыми неграми), потом здесь появился первый современный человек, по его мнению, протобелого (Proto-Caucasoid) или австралоидного (Australoid) типа, и, наконец, монголоидные америнды и эскимосы.

Вряд ли можно согласиться, что все эти типы иммигрировали таким образом в Новый Свет: лишь совсем недавно было выдвинуто предположение, что в Северную Америку могли попасть какие-то другие гоминиды, не только современные монголоиды. Однако нельзя сбрасывать со счетов и вероятность того, что здесь оказались и первобытные люди, есть достаточно оснований полагать, что именно так и было. Пекинские питекантропы (Peking Pithecanthropines) проживали на той же широте и в том же поясе растительности, что и «снежный человек» Канады, и профессор Б. Ф. Поршнев из Академии наук СССР сообщил, что «снежный человек» зафиксирован в самой восточной части Сибири. У нас нет никаких оснований настаивать, что подобные существа не могли перейти Берингов пролив. И если это произошло — либо в первый, либо в средний межледниковые периоды, — то почему позже более развитые типы, такие, как неандертальцы (которых было множество в Восточной Азии), не могли сделать то же самое, а еще позже — негритосы и карликовые негры, то есть пигмейский тип, затем — прогорелые или австралоиды, и, наконец, — монголоиды. С «приливом» каждой следующей волны более вы-сокоцивилизованной расы, первые «иммигранты», видимо, вытеснялись в менее гостеприимные области.

Именно из этих районов Южной, Центральной и Северной Америки и поступают сегодня сообщения о поросших шерстью первобытных людях и других типах «снежного человека»!
Информация