Античные сокровища галеры Махдия

30 августа 2005
0
24498
Однако после прибытия экспедиции на место назначения ее с самого начала стали преследовать разного рода трудности и неудачи, с каждым днем все больше осложнявшие работу. Частые штормы вынуждали прекращать погружения, а ураганы срывали служившие ориентирами буи, так что погибшее судно нередко приходилось отыскивать заново. Кроме того, сильные придонные течения затрудняли движения водолазов и, поднимая со дна облака ила, мутили воду, которая подчас становилась почти непрозрачной.

Так, в борьбе со стихией и разного рода неполадками команда спасателей трудилась в течение пяти летних сезонов. К концу этого срока закончились с большим трудом полученные деньги, а военные моряки потребовали возвратить одолженный экспедиции корабль, хотя работы по поиску и спасению сокровищ античного искусства еще только по настоящему развернулись. С тяжелым сердцем Мерлэн распорядился прекратить изыскания. Однако даже то, что экспедиция успела поднять с затонувшего судна, стоило затраченных усилий и средств.

Это судно стало известно всему миру как "галера Махдия", поскольку оно было обнаружено близ одноименной рыбацкой деревушки, на месте которой во времена Карфагена и позднее, после римского завоевания, находился цветущий город, бывший резиденцией проконсула.

Груз судна составляли не только колонны, но и бесчисленное множество шедевров античного искусства. Шестьдесят колонн с капителями и цоколями удалось извлечь из воды. Каждая из них была четыре метра длиной и диаметром 65 сантиметров. Они несомненно предназначались для храма. Под колоннами и между ними лежали бронзовые статуи, античная мебель, вазы и амфоры, в которых еще сохранились остатки провизии, наполнявшей их две тысячи лет назад: оливковое масло, вино, зерно и другие продукты. Были там и не менее ценные для науки предметы будничного обихода: фаянсовые канделябры, светильники с фитилями, несколько возвышений для ложа, а также разнообразная домашняя утварь и кухонные принадлежности, включая горшки и сковородки.

Среди поднятых на поверхность предметов оказались также несколько каменных плит с высеченными на них греческими надписями, две плиты содержали тексты афинских указов. Плиты, видимо, служили балластом судна.

В настоящее время махдийские сокровища заполняют шесть залов Тунисского музея Алауи. Взорам восхищенных зрителей предстают замечательные творения из мрамора и бронзы: фигуры Гермеса и Эрота, бюст Афродиты, изображения Пана, Ниобы и Сатира, маленькие забавные статуэтки комических танцовщиц.

В ходе спасательных работ водолазам удалось частично очистить корпус судна от наносов и представить себе его размеры, внешний вид и устройство. Оказалось, что это была вовсе не галера, а вместительный грузовой парусник простой и целесообразной конструкции с полусферическим поперечным сечением, с квадратным парусом и высокими палубными надстройками. Длина его составляла 40 метров, ширина - 15. Видимо, застигнутое внезапно налетевшим шквалом судно с тяжелым грузом на борту быстро пошло ко дну, увлекая с собой всех, кто на нем находился, - и людей, и животных. Кроме лежавших между колоннами скелетов утонувших моряков водолазы нашли также скелеты свиней и овец, которые служили во время дальнего плавания живым провиантом.

Но чье же это было судно и куда оно направлялось? Историки долго бились над решением этой загадки. Не вызывало сомнений одно - груз следовал из Афин. Судя по надписям на колоннах, они стояли раньше в одном из тамошних храмов. Возможно, это были похищенные римлянами произведения греческого искусства, вывезенные по приказу римского полководца Суллы после разграбления Афин в 86 году до нашей эры. А куда же плыли моряки?

Некоторые специалисты полагали, что скорее всего в Остию - порт Древнего Рима в устье Тибра (и курортный пригород Рима современного). Из-за шторма судно сбилось с курса, и его прибило волнами к африканскому берегу. Однако Альфред Мерлэн высказал иную точку зрения. По его мнению, римские полководцы вряд ли вывозили награбленные в Греции ценности на обычных торговых судах, скорее всего они использовали для этих целей военные корабли. А что если не было никакого шторма и махдийское судно намеренно держало курс к побережью Африки? И не предназначался ли его груз для Юбы Второго, берберского царька, пользовавшегося покровительством Рима, строившего в это время в Мавретании свою столицу Цезарею и приказавшего свозить туда все, что может пригодиться для строительства? Мавретания (не путать с Мавританией, современным африканским государством!) - историческая область на северо-западе Африки, на территории современного Западного Алжира и Восточного Марокко. В конце II тысячелетия до нашей эры колонизована финикийцами. С III века до нашей эры большая часть Мавретании находилась под властью Карфагена, со 146 года до нашей эры она оказалась под влиянием Рима, а к 45 году нашей эры была им завоевана.

Так или иначе, хищение и вывоз из Греции выдающихся памятников искусства был в то время повседневным явлением. С приходом новой власти меняли место своего пребывания и неповторимые сокровища Древней Греции. Когда в 1913 году глава изыскательской группы Альфред Мерлэн вынужден был прекратить подводные работы, он считал, что основную часть груза тогда все-таки удалось поднять на поверхность. Тридцать пять лет спустя выяснилось, что он ошибался.

В 1948 году в порт Махдия пришел корабль французских ВМС, и работы по подъему античных сокровищ возобновились. Корабль был плавучей водолазной базой и назывался "Эли Монье". На борту корабля находилась группа по научным изысканиям под водой военно-морского флота Франции. Возглавлял эту группу известный французский океанограф, изобретатель акваланга Жак Ив Кусто вместе со своими друзьями и соратниками - Фредериком Дюма и Филиппом Тайе. Официально, как старший по званию, командиром считался Тайе. Группа не могла оставаться в Махдии долго, но все же надеялась найти еще некоторые ценности, а главное, попрактиковаться в области подводной археологии. И первым практическим заданием для группы стали поиски затонувшего судна.

Информация