Просмотр темы

Уроки, из которых человек ничему не научился

piskunova
Уроки истории в школах осведомляют всесторонне лишь о прошедших событиях, битвах, документах и знаменитых личностях. По мнению английского писателя Г. Дж.Уэллса, «скупые уроки истории» в школе исчерпываются, т. сказ., «скучным и большей частью снова забытым перечнем имен королей и президентов».
Для мыслящих людей история должна быть, однако, светом, освещающим ошибки прошлого и настоящего. Она должна также передавать известный обнадеживающий взгляд в будущее. Я приглашаю вас заняться некоторыми достойными внимания уроками истории, чтобы увидеть, что упустили люди научиться из этого.
1 УРОК — Смены правительств. Как можно видеть на примере Французской революции, в большинстве случаев ничто лучшее не приходит на смену, и хотя и кажется, что многое изменится, но в действительности почти ничего не изменяется. Так может случиться, что один деспотизм сменяется другим. В западных демократиях, как например, в США и Великобритании, время от времени вследствие выборов к власти приходит другая партия. Но это не приводит каждый раз к каким-либо значительным переменам.
Интересны слова французского поэта Поля Валери: «Все политики читали исторические книги; исходя из этого, можно было бы подумать, что они читали их только для того, чтобы научиться из них, каким образом вновь ввести точно такое же бедственное положение». Почему это так? Потому что все снова оправдываются следующие слова Библии: «Не в воле человека путь его,... не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иеремия 10:23).
 
Angela1971
Даже не знаю... Я читала, что еще Нострадамус, когда описывал свои видения, говорил, что предсказание, может и не сбыться, если люди будут более серьезно относится к своему прошлому.
 
HelenaZ
Любой правитель - это ставленник определенной группы, заинтересованной, чтобы у власти стоял ее человек, проводящий в жизнь цели этой группы. Чтобы водрузить человека на престол, необходимы деньги. А у кого они? У тех, кто хочет получать прибыль.
 
Natalya-1
Действительно - цель одна. Хотя история эту цель может ненадолго отодвинуть. Во время глобальных событий (войны, общегосударственные катастрофы) даже у правящей верхушки меняются приоритеты и они вынуждены обратить внимание на народ. Здесь нажива сменяется стремлением выжить и сохранить. Но не зря говорят, цивилизация развивается по спирали.
 
Sladkoezka
Согласна, что школьные уроки истории толковых знаний нам не дали. Учебники имеют скучный и сухой текст, бестолковое перечисление дат и имен. Единственное, что запомнилось из уроков истории - это заполнение контурных карт. Этот вид деятельности мне нравился.
 
Irina_V
Я тоже согласна с позицией piskunova, что учебники и уроки истории сводятся всего лишь с изложению событий. На мой взгляд, это в корне не правильно. Среди тех, кто это слушает, были есть и будут люди, которые эту историю и пишут своими поступками; люди, которые становятся президентами, императорами, главами правительств и т.д. Изложение событий в хронологическом порядке- это всего лишь информация о том что было. В процессе обучения отсутствует чрезвычайно важный этап- этап оценки истории. Помимо рассказа о том, что случилось очень важно анализировать, почему это случилось, к чему это привело и что надо делать, чтобы такого больше не повторилось или наоборот случалось почаще. Отрицательный, как впрочем, и положительный, это результат, который не является случайным, а имеет свои прямые и косвенные причины, даже если причины не известны на данном этапе истории. Кроме того, в процессе случившихся событий очень важно анализировать все причины, обстоятельства и предпосылки событий для того, чтобы можно было оценить все возможные варианты, а не только, что на самом деле имело место быть. И в результате таких уроков истории преподаватели и авторы учебников лишают будущих управленцев самого главного, что есть у человечества- опыта. Только в том случае, если будет передаваться опыт, будет сведена к минимуму вероятность повторения уже совершенных ошибок, многие из которых обошлись очень дорого всему человечеству.
 
Asta2006
По моему мнению, если история сама по себе циклична и развивается по спирали, то никогда никакие уроки ничему нас не научат. По-скольку, сколько бы не анализировались события, все будет повторяться, но на более высоком уровне. Хотя с другой стороны, все события всегда следует анализировать, потому как не дай бог нам например второй Хиросимы!
 
Eva_Kaplan
Когда речь идет об одном человеке, то он, изучив историю, в меру своих способностей способен сделать какие-то выводы. Для себя. Но ждать, что государство или тем более человечество в целом "усвоит уроки" по меньшей мере, нелепо.
 
proshka
Урок идёт 40 минут, рассмотреть тему не реально, а тем более дискутировать. Учебники пишут сухари от науки, зато многое зависит от преподавателя и личности ученика.
Тот, кто не хочет слушать, тот и читает таких проповедников как Суворов-Резун, и естественно не может даже для себя сделать вывод. А что уж говорить об основной массе добивающихся власти.
 
Millisent
Бесполезно, передавать "обнадеживающий взгляд в будущее", когда воплотить его практически - некому! Проблема у мировых властей одна - кто бы не приходил к власти, он продолжает одну и ту же линию наживы, развала и никому не нужной политики. Попадая во власть, человек либо уничтожается основной массой, либо становится её частью. Дальше - для избирателей - масса делиться на разные партии и взгляды, так массе легче выживать. Но итог у такой массовости один и тот же. Его невозможно изменить.
 
selug
Я не согласен со мнением автора и участников обсуждения этого вопроса, в том что история читается сухо и не интересно, что ее изучение сводится к банальному перечислению и констактации прошедших событий. История - наука не точная, ее факты не просчитываются и не оцениваются по формулам, каждое историческое событие можно трактовать и оценивать по-разному, и при этом каждая точка зрения будет иметь право на жизнь и иметь свою долю правды. Я считаю, что задача истории осветить исторические факты без какой-либо эмоциональной оценки, но в то же время проследить и выявить законы исторического развития общества на основе этих событий. Действительно мыслящий человек, даже в самой маленькой и затерявшейся в веках древней фигурке, всегда найдет достаточно много интересной и новой информации.
 
Christa
Наверное, для того, чтобы история перестала быть цикличной, нужно, чтобы человек жил дольше. И у него были удовлетворены базовые потребности по пирамиде Маслоу - тогда у него появится время еще и подумать... и не допустить ошибок, которые уже были.
 
ladosha
В повседневной жизни мы не учимся на ошибках; что же говорить об истории человечества в целом? Наивно ожидать, что общество, состоящее из вечно ошибающихся личностей, будет действовать безошибочно!
 
HelenDov
Мне кажется, что у каждого свои сроки для осознания своих ошибок. И наступать на одни и те же грабли мы будем столько раз, пока не случится что-то такое, возможно, трагическое, что реально затронет нас, коснется нашей души. Дай Бог каждому учиться на чужих ошибках, но увы и ах, такое случается крайне редко.
 
olata
Учебники истории тоже пишут люди. Меняется правительство, и учебники истории переписываются. Наверно, это заложено в людской природе: упрямо наступать на те же самые грабли, совершая ошибки предыдущих поколений. Тут-то закон развития по спирали и проявляется. Самим натворить дел, переосмыслить и исправлять. Но это в лучшем случае, очень часто уже ничего и не исправить. Не знаю, чья это воля..

 
HelenDov
piskunova и остальные участники форума, какие мысли у вас есть: как можно сделать уроки истории в школе не сухими наборами дат, событий, имен? Именно в школьном возрасте мы учимся делать выводы из исторических событий и анализировать происходящее в политике, как помочь нашим детям?
 
Muzonchik
Читаю и понимаю: я счастливый человек, мне Татьяна Анатольевна преподавала историю не сухо по датам и событиям, а очень интересно, с углублением в курс философии, в конце темы в старших классах устраивались семинары. Нас учили размышлять, делать выводы и так далее. Сейчас Т. А. преподает в университете собственный курс, в школе больше не работает (так бы посоветовала вам детей отдать в мою бывшую школу) да и нас она уже учила на коммерческой основе
 
xth3xtw
История – это наука, азы которой познаёшь в школе. В человеке всегда были такие качества, как интерес, любопытство, тяга к знаниям. Если, получив в школе первые знания, человеку будет всё ещё интересна история, то он обязательно продолжит своё самообразование, будет лояльно принимать современные события, познавать мир и сам его совершенствовать, опираясь на знания, историю. Познавать мир – это ведь так интересно, а не быть простым наблюдателем.
 
tuma
Ну как можно НАУЧИТЬ истории? Школьная программа и учебники во всех странах ориентированы на то правительство, которой на данный момент у власти. И трактуются одинаковые события в разных странах совершенно по-разному. мне кажется, что история в школе вообще должна быть факультативом, но только таким, на который ученики будут сами не то что идти, а бежать с огромным удовольствием и желанием. Конечно, это не должно быть зазубривание знаменательных дат и событий (до сих пор с содроганием вспоминаю, как зубрили пленумы и съезды нашей "великой и могучей"Wink. Ну а увлеченных людей, которые будут рассказывать на этих факультативах, думаю найти можно.
 
BERRY MOR
Да историю каждый строй подминает под себя. Факты остаются фактами, а их трактовка уже звучит по разному. Я тоже с содроганием вспоминаю толстые тетрадки с конспектами работ наших вождей, попробуй не знать когда проходил тот или иной съезд партии. А сын даже и не знает кто такой Ленин или К.Маркс., его этому не учат. Мы даже дошли до монголо-татарского ига, было ли оно на Руси...? Жаль, что ни одного ветерана Куликовской битвы не осталось, что б спросить. Angry