Пропажа викингов раскрывает тайны нашей цивилизации

29 октября 2008
3
16417
Прелюдией к колонизации самого большого в мире острова стала невероятная активизация древних скандинавов начиная со второй половины VIII века.

В то время викинги жили в буквальном смысле на задворках Европы: римское влияние их практически не коснулось, и все достижения цивилизации проникали туда в последнюю очередь.

Экспансионистский пыл основной массы германцев, вылившийся во всем известное "Великое переселение народов", у скандинавов немного припозднился. И поэтому, вероятно, стал столь заметным явлением: в VIII-XI веках норманны-датчане-варяги были одной из самых заметных сил на политической карте Европы.

У местного населения было два преимущества: во-первых, это ценные ресурсы – пушнина, шкуры морских животных и воск, а во-вторых – причудливая береговая линия, которая способствовала тому, что северяне стали искусными мореплавателями. Выход к морю у них тоже имелся – и никаких окон прорубать не пришлось.

Служили три товарища… Скандинавские в...Служили три товарища… Скандинавские воины IX-XI веков. Такие гости частенько оказывались у ворот богатых торговых городов (иллюстрация Angus McBride/The Vikings: Voyagers of Discovery and Plunder/Osprey Publishing)

Постепенно скандинавские купцы наладили маршруты до конечных рынков сбыта – туда, где за их изделия щедро платили золотом.

Богатство чужеземцев настолько вскружило голову некоторым товарищам, что в один прекрасный день они решили ничего из товаров народного потребления с собой не брать. Зато в избытке запаслись холодным оружием и прочими недобрыми приспособлениями.

Так удачливые торговцы превратились в "викингов" – морских разбойников. Отметим между тем, что во главу угла они всё равно ставили материальную выгоду в любых её проявлениях. Выражаясь современным языком, были рискованными и при этом не очень разборчивыми в средствах бизнесменами.

В ходе промысловых экспедиций в открытом море некоторые из кораблей сбивало с курса и уносило в северо-восточную часть Атлантики. Однажды моряк по имени Гуннбьёрн заметил там новые земли и поведал об этом своим сородичам.

Рассказы эти не оставил без внимания один из самых неугомонных викингов того времени – Эйрик Торвальдссон, боле известный как Эрик Рыжий. Чтобы составить о нём какое-то представление, достаточно упомянуть, что его дважды лишали прописки: сначала в Норвегии, а потом и в Исландии. Оба раза – за убийства.

Гренландия (фото с сайта greenland-gu...Гренландия (фото с сайта greenland-guide.gl)

Гренландия ассоциируется с вечной мерзлотой, айсбергами и сковывающими сушу льдами. Но не такая уже она снежная, эта земля. Более того, в конце I тысячелетия нашей эры, в период потепления, она казалась идентичной известному скандинавам миру. Основанные здесь поселения находились между 61 и 64 параллелями. Природа в этих местах очень напоминает таковую в Исландии (64-66 параллели) или северной Норвегии (выше 65 параллели). Но там есть Гольфстрим, а Гренландия омывается арктическими течениями. Впоследствии это сыграет свою роль.

Обнаружив новые "ничейные" земли, Эрик вернулся и предложил группе исландцев присоединиться к нему в их освоении.

Они отплыли внушительной по тем временам флотилией в 25 кораблей, из которых до пункта назначения добрались лишь 14 – с 400 поселенцами на борту.

Викинги основали два поселения – Восточное и Западное. Названия эти, кстати говоря, не должны ввести вас в заблуждение – они скорее Южное и Северное, или Северное и Ещё Более Северное. Впоследствии общая численность островитян составляла по разным оценкам от двух до пяти тысяч человек.

Последнее документальное свидетельство о "живых" гренландцах датируется 1410 годом. Оно буднично описывает, как некий капитан Торстейн Олафссон прибыл на остров, прожил там 4 зимы, женился на девушке по имени Сигрид Бьорнсдоттир и благополучно отплыл обратно.
Информация