О чем говорят иероглифы Майя

19 января 2008
1
16414

Кроме открытого Ю.В. Кнорозовым звукового прочтения многих майянских знаков, в них бывает заложен и ускользающий от нас образный смысл. Пример - знак, обозначающий колдовство. Читается он как «ез», а выглядит как кулак с оттопыренным большим пальцем. У нас такой жест сейчас воспринимается как «высший класс», обычно ему соответствует восклицание «во!». Можно, конечно, подумать о том, что и слово «волшебство» начинается с «во» и заканчивается им же, но не будем давать скептикам повода для упреков в легкомыслии.

Загадочные иероглифы майя по-зволяют узнать

кое-что интересное и о социальной психологии древнего народа, даже без полной расшифровки текстов. Например, оказалось, что некоторые слова сознательно повторялись дважды, вроде бы из чисто эстетических соображений. Но какие слова? Владыка, чиновник... По-моему, такое повторение говорит об очень жесткой иерархичности в городах-государствах майя, которые, видимо, несправедливо сравнивают с древнегреческими полисами. Тут не декоративность, а нечто вроде титулов «владетельный владыка», «начальствующий начальник». Кстати, имена правителей майя были весьма серьезными, например, Хмурый Глаз - Ягуар, Дым - Обезьяна, Грозовое Небо. Любопытно и другое -вопреки расхожему представлению о том, что символ нуля первыми придумали математики Древней Индии, на деле он намного раньше появился в Мезоамерике. Согласимся, что столь раннее понимание понятия «пустота» тоже о многом говорит.

А вот как звучали на языке майя первые десять чисел: хун, каа, ок, кан, хо, уак, уук, уахак, болон, лахун. Казалось бы, что нам с того? Но вот что интересно - одним из древнейших жестов приветствия у первобытных племен был такой: человек обращал к другому раскрытую навстречу ладонь поднятой вверх руки. Это символизировало мирные намерения. Очень давно в Европе подобный жест сопровождало восклицание «хо!». А у давным-давно ушедших из Евразии предков майя это же слово сохранилось в виде обозначения числа «пять». Так что получаем косвенное подтверждение тому, что приветствие «хо!» было когда-то очень широко распространено. Поныне так можно обратиться к представителям реликтовых племен Земли, еще обитающих кое-где в джунглях.

Одним словом, представление о фантастической сложности языка майя ложное - тут автор согласен с ГГ. Ершовой. В самом деле, вслушаемся в звучание майянских слов: дождь - ак, волна - ам, дорога - бе, радуга - чел, холодный - итц, горячий - каак. И опять любопытная параллель - верховный правитель, равный богам - кинг, что аналогично английскому слову «король». Конечно, подобные параллели сами по себе ничего не доказывают, но их стоит брать на заметку. А то все пишут «по индейским легендам белобородые боги во главе с Кецалькоатлем приплыли с запада». Так не викинги ли то были? Их конунга-кинга вполне могли обожествить. Только в таком случае речь идет вовсе не об известных науке плаваниях викингов из Гренландии к берегам нынешнего Ньюфаундленда в 1000 году и последующие годы. Ведь у майя слово «кинг» появилось раньше. Но задумаемся, разве не могли другие викинги попасть в Центральную Америку другой дорогой - не вдоль кромки приполярных льдов, а тем же путем, что попадали в Америку мореплаватели и до них (еще во времена Древнего Рима), и после них? У нас нет никаких причин отвергать такое предположение. Любопытно, что в достаточно известном историческом романе «Русь Великая» его автор В. Иванов, кстати, доктор исторических наук, в главах, посвященных Мезоамерике, придерживается подобной версии. А вот в академической науке следствия из такой гипотезы почему-то по сей день не исследованы.

Возможно, все дело в профессиональной разобщенности исследователей. Лингвисты, занимающиеся расшифровкой иероглифов тех же индейцев майя, не читают статьи, посвященные древним мореплавателям. И наоборот, энтузиасты, увлеченные реконструкцией маршрутов древних путешественников, зачастую не знакомы с достижениями академической науки. Вот и остаются многие вопросы не выясненными в течение десятилетий. Остается надеяться, что такое положение не будет сохраняться в течение всего XXI века. Если ученым удастся преодолеть взаимные предубеждения, то нас всех ждет множество открытий. Причем, скорее всего, весьма неожиданных.

В одном можно быть уверенными - и в древности мир одним казался бескрайним, а другим был тесен. Ведь характеры у людей, живущих в одно время и в похожих условиях, бывают весьма и весьма различными...
Информация