Параллельный мир

26 ноября 2007
1
10643

Семеро гостей Фация Кардано

В средние века существовало мощное течение мысли, отличавшееся от официально господствовавшего религиозного, которое достигло кульминации в работах алхимиков и герметистов. Среди них встречались настоящие ученые и такие выделяющиеся своим независимым мышлением люди, как Парацельс и Джон Ди, чья жизнь была насыщена разнообразными приключениями.

Природа таинственных существ, рядящихся в блестящие одежды или покрытых темной шерстью, чрезвычайно увлекала их. Они были первыми, кто провел параллель между этими странными созданиями и существами, описанными в Библии и в текстах первых каббалистов.

Согласно библейской традиции, небесная иерархия включает человекоподобные существа, называемые херувимами, что подревнееврейски означает "достигший полноты знания". Иезекииль описывает их такими словами:

И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня. (Иез. 1, 13).

Принадлежат ли эти загадочные создания, летающие по небу и приземляющиеся на своих "кораблях-облаках", невзирая на авторитет Агобарда, к той же категории существ, что и ангелы, спрашивают древние философы. Нет, потому что они смертны. В книге Монфокона де Виллара "Беседы о тайных науках" отмечается:

Иудеи по традиции называли эти создания, представляющие собой нечто среднее между ангелами и людьми, "садем", а греки, переставив буквы и добавив один слог, - "демонас". Древние философы полагали, что демоны принадлежат воздушной расе, властвующей над Стихиями; умирающие и рождающиеся, они неизвестны сегодня, когда редко кто ищет Истину в ее старом жилище, то есть в Каббале и в теологии иудеев, владеет особым искусством общения с этим воздушным народом и умеет беседовать со всеми этими обитателями воздуха.

Плутарх построил свою систему представлений о природе этих существ. Согласно А. Г. Клоку, он [Плутарх] считал нелепым, что между двумя противоположностями - бессмертными и смертными существами - больше ничего нет; природа не может иметь такой громадный изъян, должен существовать некоторый промежуточный вид жизни, обладающий особенностями тех и других. Поэтому, как между душой и телом у живых существ связующим звеном служит сознание, так и между божеством и человечеством существует особая категория демонов,

Неудивительно, что между эзотерическими "философам" и Агобардом обнаруживаются разногласия по поводу сущности тех трех мужчин и женщины, которые были схвачены толпой в Лионе.

Знаменитому каббалисту Седекии в царствование вашего Пекина пришла в голову мысль убедить мир, что Стихии населены теми самыми людьми, о природе которых я вам уже рассказал. Для достижения этой цели он обратился к сильфам с просьбой предстать в небе перед всеми. И они сделали это великолепно. Приняв человеческий облик, эти существа были видны в небе: вот они, облаченные в боевые одеяния, маршируют с оружием в руках, делают короткую остановку или разбивают лагерь и отдыхают в великолепных шатрах; или вот они на прекрасных воздушных кораблях эскадрами плывут по течению Зефира.

Что же произошло дальше? Вообразите себе, что этот век невежества вдруг решил задуматься над сущностью таких удивительных зрелищ. Народ сразу решил, будто эти колдуны завладели небесами и собираются устроить бурю и обрушить град на их урожай. Вскоре к мнению масс присоединились ученые богословы и законоведы. Поверил также и император; эта нелепая химера дошла до того, что мудрый Карл Великий, а за ним и Людовик Благочестивый наложили огромные штрафы на всех этих вымышленных небесных тиранов.

Теперь мы подошли к рассказу о прямом контакте, который я вновь процитирую по книге "Беседы о тайных науках".

Видя, что простолюдины, ученые и даже коронованные особы напуганы ими, сильфы решили рассеять дурное мнение народа об их безобидном флоте таким образом: брать с собой людей из каждой местности и показывать им своих прекрасных женщин, свою Республику и свои методы управления государством, а затем возвращать их обратно на землю в различные части света. И сильфы осуществили свой план. Те, кто видел таких людей, спускавшихся с неба, сбегались со всех сторон, заранее уверенные в том, что это колдуны, которые отделились от своих спутников с целью отравить урожай садов и полей. Люди, охваченные бешенством под влиянием навязчивой идеи, спешили растерзать этих невинных. Число тех, кто был обречен умереть от огня и воды, во всем королевстве оказалось невероятно большим.

Самый необычный случай включает в себя похищение четырех человек и возвращение их на землю.

Однажды среди других событий в Лионе произошло следующее: народ видел, как трое мужчин и одна женщина сходили с такого небесного челна. Вокруг них собрался весь город. Люди возбужденно кричали: "Это волшебники, посланные Гримальди, герцогом Беневетским, врагом Карла Великого, уничтожить урожай франков!" Тщетно четверо невинных старались доказать, что они простые сельские жители и были увезены на короткое время удивительными людьми, которые показали им неслыханные чудеса и просили рассказать обо всем увиденном. Неистовствовавшая толпа не внимала их оправданиям и уже готова была предать их огню, когда на шум прибежал достопочтенный Агобард, епископ лионский, ставший монахом в этом городе и приобретший здесь значительный авторитет. Услышав обвинения толпы и оправдания обвиняемых, он веско заявил, что и те и другие ошибаются. Не может быть правдой ни то, что эти люди спустились с неба, ни то, что, по их словам, они видели. Народ, охотнее поверивший словам доброго отца Агобарда, чем своим собственным глазам, освободил четырех посланников сильфов. Позднее, в своей книге, Агобард подтвердил сказанное им перед толпой, а показания четырех свидетелей были преданы забвению.

Подобные истории были настолько общеприэнаны в средние века, что проблема связи со Стихиями стала основным занятием алхимиков и важной частью их философии. Парацельс написал целую книгу о природе этих существ. Вместе с тем он приложил большие усилия к тому, чтобы предостеречь читателей от опасности общения с ними.

Я не хочу говорить здесь о том, посредством какого договора вступают в общение с зтими существами, благодаря какому договору они являются к нам и беседуют с нами, из-за тех бед, которые могут обрушиться на каждого, кто попытается сделать это.

В своем трактате "Зачем эти существа являются к нам" он выдвигает следующую оригинальную догадку:

Рано или поздно все созданное Богом предстает перед Человеком. Иногда Бог ставит Человека лицом к лицу с дьяволом и духами, чтобы убедить его в их существовании. С вершины небес он также посылает своих слуг - ангелов. Таким образом, эти существа являются нам не для того, чтобы остаться среди нас или породниться с нами, а для того, чтобы мы могли понять их. Правда, они появляются весьма редко. Но почему должно быть иначе? Неужели недостаточно одному из нас увидеть ангела, чтобы все мы поверили в остальных ангелов?

Парацельс родился в 1493 году. В тот год Фаций Кардано написал о визите к нему семерых странных гостей, похожих на создания, которые, должно быть, весьма интересовали знаменитого философа. Этот случай стал известен благодаря записям его сына, Джероламо Кардано (1501-1576), хорошо знакомого нам математика.

Джероламо Кардано жил в Милане и был не только математиком и физиком, но и оккультистом. В своей книге "De Subtilitate" он поясняет, что часто слышал, как отец рассказывал необычную историю, и в конце концов он нашел в отцовском архиве описание этого значительного события.

"13 августа 1491 года. Как только я закончил свой ежедневный ритуал, а это было примерно в восьмом часу вечера, передо мной предстали семеро мужчин в шелковых одеждах, похожих на греческие тоги, обутые в блестящие башмаки. Одежда, выглядывавшая из-под красного сверкавшего пластрона, казалась вытканной из пурпура и отличалась необыкновенной красотой. Но так были одеты только двое, занимавшие, вероятно, более высокое положение, чем другие. Самого высокого из них, краснолицего, сопровождали двое спутников, а второго, с более бледным лицом и ниже ростом, - трое. Таким образом, всего их было семеро". Отец не написал, были ли покрыты их головы. "Им, наверное, было около сорока, но выглядели они не более чем на тридцать. На вопрос, кто они такие, последовал ответ, что они воздушные существа, но, подобно людям, рождаются и умирают. Их жизнь длиннее нашей и может достигать трехсот лет. А на вопрос о бессмертии человеческой души они заявили: ничто, характерное для любого индивида в отдельности, не сохраняется после его смерти..." Когда мой отец спросил их, почему они не открыли людям местонахождение сокровищ, если звали, где те находятся, гости ответили, что это запрещено особым законом, который грозит тяжелейшим наказанием любому, кто передаст это знание людям. Они пробыли с моим отцом более трех часов.

Самый примечательный эпизод беседы посвящен космологии.

Когда же он спросил у них о первопричине бытия, их мнения разошлись. Самый высокий гость отказался признать вечное творение мира Богом, другой же, напротив, пояснил, что Бог творит его от одного момента до другого и стоит ему остановиться хотя бы на мгновение, как мир погибнет... Быль это или сказка, но так гласит запись.

Без малого три столетия спустя, в сентябре 1768 года, шестнадцатилетний молодой человек ехал в Лейпцигский университет с двумя спутниками, уроженцами Франкфурта. Почти всю дорогу лил дождь, и иногда экипаж с трудом преодолевал подъемы. Когда путешественники в очередной раз оставили свои места и пошли позади лошадей, юноша заметил на уровне земли что-то странное и светящееся.

Неожиданно я увидел в овраге по правую сторону от дороге что-то вроде амфитеатра, удивительным образом освещенного. В колоколообразном пространстве находились бесчисленные мерцающие огоньки, расположенные ступеньками одни над другими; их яркий свет слепил глаза. Но особенно мешала смотреть их подвижность: они скакали туда-сюда, сверху вниз и обратно, во всех направлениях. Большая часть этих сияющих огней, однако, оставалась неподвижной. Когда меня окликнули, я с величайшим сожалением заставил себя оторваться от этого зрелища, которое я хотел бы рассмотреть поближе... Осталось неясным, было ли это обиталище гномов или скопление светящихся тварей; я так никогда и не узнаю этого.

Имя молодого человека - Гёте. Приведенный рассказ можно найти в шестой книге его автобиографии. Этой интересной находкой я обязан кинорежиссеру и знатоку оккультизма Кеннету Энгеру. Представился бы немецкому поэту и ученому случай больше узнать о "светящихся тварях", если бы он жил в XX веке? А Парацельс и Кардано, оказавшись среди нас, смогли бы найти новый материал для своих теорий о природе странных и неуловимых воздушных существ? Мы можем с уверенностью предположить, что их внимание было бы сразу же приковано к сообщениям о посадках НЛО.

Возвращение гуманоидов

Однажды январской ночью 1958 года женщина, чье имя я обещал не называть, ехала в разгар сильнейшей снежной бури по скоростной автостраде штата Нью-Йорк в окрестностях Ниагарского водопада. Было ровно половина второго. Она направлялась навестить сына, служившего тогда в армии, и вела машину очень осторожно, следя за дорогой, так как опасалась, что автострада вот-вот окажется перекрытой. Из-за отвратительной видимости у нее совсем не осталось времени на размышление, когда она вдруг обнаружила прямо посередине дороги нечто похожее на остов самолета.

Проступили очертания чего-то большого, и я заметила тонкий освещенный стержень высотой по крайней мере пятнадцать метров, который укорачивался, будто погружаясь в землю. Двигатель сбавил обороты, а когда я подъехала ближе, машина совсем остановилась. В панике я стала отчаянно пытаться завести ее, поскольку оказалась в полной темноте. Потом мне пришла мысль выйти из машины и посмотреть, что же случилось, но неожиданно я увидела два силуэта, возникших возле стержня, который продолжал укорачиваться. Они, будто подвешенные, вращались и напоминали животных с четырьмя лапами и хвостом, но с двумя отростками в нижней части головы, похожими на руки. Не успела я перевести дух, как создания исчезли, и аппарат поднялся в воздух; тогда мне стало ясно, что это тарелка: она, вращаясь, поднялась зигзагами метра на три от земли, потом еще выше, и дальше уже не было видно, куда она полетела. Вдруг снова зажглись фары. Я завела мотор, и затем все пошло хорошо. Проехав немного вперед, я вышла из машины, прихватив фонарь, и подошла к тому месту, где разворачивалась эта сцена. В снегу образовалась глубокая проталина шириной сантиметров тридцать, и в ней виднелась трава. Она была теплая, но никаких следов примятости не наблюдалось.

Дома в эту историю никто не поверил, и тогда свидетельница написала о ней Отто Биндеру - я с ним переписываюсь, - автору серии репортажей под общим названием "Наш космический век", печатавшихся во многих газетах.

В этом рассказе больше всего озадачивает не его содержание, а тот факт, что подобные истории начиная с 1946 года стали довольно обычным явлением во всех частях света. Физику, конечно, он покажется невероятным, так же, как рассказ о карлике, встреченном св. Антонием, показался бы невероятным биологу. И все же есть некоторое количество сообщений об аналогичных случаях, оставивших материальные следы, существование которых едва ли можно подвергнуть сомнению.

Хорошо известно происшествие в Сокорро, штат Нью-Мексико. Полицейский Лонни Замора сообщил, что видел два маленьких существа, одетых в белое и находившихся возле блестящего яйцевидного объекта, который стоял на четырех опорах. Затем этот объект с грохотом сорвался с места, но удалился совершенно бесшумно. Этот случай произошел 24 апреля 1964 года и послужил поводом для сотрудников местной полиции и агентов Федерального бюро расследований провести замеры интересных следов, оставленных объектом. Здесь мы снова встречаемся с образцом эмоциональной реакции, которая удивительно напоминает уже знакомые нам средневековые сцены: свидетель событий в Сокорро, понимая, что увиденный им объект вряд ли сделан руками человека, перед дачей показаний специалистам военновоздушных сил США попросил встречи со священником.

Другой широко обсуждавшийся случай - сообщение одной семьи из штата Кентукки, заявившей, будто она была атакована несколькими "маленькими человечками" совершенно фантастического вида. Этот инцидент произошел ночью 21 апреля 1955 года и предоставил возможность понаблюдать за странным поведением "пришельцев". Было видно, как одно существо приближалось к ферме с поднятыми руками. Когда оно оказалось на расстоянии около шести метров, двое свидетелей выстрелили в чужака. Он "перекувырнулся" и исчез в темноте. Затем, когда хозяин вернулся в дом, это создание появилось в окне, и он снова выстрелил в него. Другое существо, замеченное на крыше, было сбито оттуда пулей, но, вместо того чтобы упасть, спланировало на землю.

У существ были сверх меры большие головы, почти идеально круглые, и очень длинные руки с огромными когтистыми кистями. Их светящиеся металлическим блеском костюмы напоминали одеяния сильфов 1491 года. Огромные глаза без зрачков были, вероятно, очень чувствительными - эти существа всякий раз подходили к дому с самой темной стороны. Глаза значительно превышали по размерам человеческие и располагались по обе стороны головы. Как правило, при ходьбе существа держались прямо, но, пораженные выстрелом, опускались на четвереньки и с огромной скоростью убегали; при этом казалось, что именно руки являются основной движущей силой.

10 сентября 1954 года в маленькой французской деревушке Карубль, расположенной около границы с Бельгией, примерно в половине одиннадцатого вечера Мариус Девильд вышел на улицу, и ему сразу бросилась в глаза какая-то темная масса на железнодорожных путях. Затем Девильд услышал шаги. Включив фонарь, он увидел перед собой два существа в больших шлемах, одетых в какое-то подобие глубоководных водолазных костюмов. Они были широкоплечи, но рук их Девильд не рассмотрел. Ростом они были меньше 1 м 20 см. Девильд двинулся вперед с намерением преградить им дорогу, но в этот момент из боковой части темного объекта, находившегося на рельсах, брызнул луч света, и Девильд почувствовал, что не может сделать ни малейшего движения. Когда он снова обрел контроль над телом, оба пришельца уже вернулись в аппарат и улетели.

Это классическое наблюдение имело странное продолжение, но в свое время о нем не было сообщено. Французские гражданские эксперты, изучавшие данный случай, тесно сотрудничали с местной полицией, но на месте происшествия побывали и другие специалисты, в частности представители воздушной полиции, прибывшие из Парижа. Когда дело дошло до обследования обожженных камней, найденных на том месте, где Девильд видел тарелку, выяснилось, что даже полиция не может получить информацию о результатах анализа. По словам шефа местной полиции, официальная организация, работающая во взаимодействии с воздушной полицией, принадлежит министерству обороны. Само название этого министерства исключает даже мысль о распространении какой бы то ни было информации.

19 ноября 1954 года полиция подтвердила, что Девильд сообщил еще об одном наблюдении некоего объекта "вблизи своего дома". Однако, по заявлению полиции,

Девильд и его семья, опасаясь дурной славы, решили никого не посвящать в детали этого второго происшествия. Поэтому о нем нет никаких упоминаний ни в одной из местных газет.

Кроме того, полиция сообщила гражданским исследователям - вежливо, но твердо, - что в дальнейшем любая информация о такого рода происшествиях будет храниться в секрете.

Тем временем сообщения продолжали поступать, и некоторые из них могли бы привести в восторг Парацельса. 14 октября 1954 года шахтер по имени Старовский рассказал, как на проселочной дороге возле Эршена (также на севере Франции) он встретил странное, толстое, покрытое шерстью существо маленького роста с большими раскосыми глазами. Карлик был ростом менее 1 м 20 см, с большой головой, покрытой коричневой шапочкой, переходящей в повязку в нескольких сантиметрах над глазами. Глаза - навыкате с очень маленькой радужной оболочкой, нос плоский, губы толстые и красные. Маленькая деталь: свидетель ничего не сказал о том, видел ли он, как существо вышло из летающей тарелки или вернулось в нее. Он только сказал, что встретил странное существо, которое не пользовалось никаким дыхательным устройством. Не успел Старовский подумать о том, чтобы задержать незнакомца, как того и след простыл.

Спустя шесть дней, 20 октября 1954 года, в итальянском местечке Парравичи-д'Эрба, близ Комо, свидетель, поставив в гараж машину, заметил стоявшее около дерева странное существо ростом около 1 м 20 см в блестящем костюме. Увидев человека, существо направило на него луч из устройства, с виду напоминавшего карманный фонарик, и парализовало его. Освободило свидетеля движение, которое он сделал, сжав в кулаке ключ от гаража. Он бросился на незнакомца, но тот взмыл над землей и полетел, издавая тихий свистящий звук. Рассказавшему эту невероятную историю было тогда тридцать семь лет, и среди знавших его людей он пользовался репутацией человека, заслуживающего доверия. Он пришел домой в состоянии глубокого шока и тут же лег спать, охваченный сильным жаром. Детали этого происшествия стали известны в ходе расследования, предпринятого итальянской полицией.

Спустя одиннадцать лет началась новая волна сообщений. 1 июля 1965 года французский фермер Морис Масс из Валенсоли приехал на свое поле в шесть часов утра и стал готовить к работе трактор. В это время он услышал необычный звук. Обернувшись, он увидел приземлившийся на его лавандовом поле аппарат. Полагая, что это, по-видимому, какая-то новая модель летательного аппарата, он направился к нему, решительно намереваясь заставить пилотов поискать другую посадочную площадку для своей штуковины. Но, приблизившись к аппарату метров на шесть, он наконец смог охватить взглядом все происходящее и понять, что ошибся в своем предположении.

Объект овальной формы с круглой открытой кабиной стоял на шести тонких опорах и центральном стержне и был не больше автомобиля. Двое "пилотов" перед ним, казалось, изучали растения. Они были одеты в зеленовато-серые комбинезоны; с левой стороны на поясе висел у них какой-то приборчик, похожий на прямоугольную зажигалку, а с правой - другой, более крупный. Ростом они были меньше 1 м 20 см, с непропорционально большими головами. На лице человеческие глаза соседствовали с маленьким отверстием без губ вместо рта. У них не было ни приспособлений для дыхания, ни шлемов, ни перчаток. Кисти рук - обыкновенные, но маленькие. Когда Масс приблизился к ним, они, казалось, внезапно почувствовали его присутствие. Без малейших признаков страха или удивления один из "пилотов" достал из футляра какую-то трубочку, направил ее на Масса, и тот вдруг обнаружил, что не может двигаться.

Чужаки пристально смотрели на Масса и, видимо, обменивались впечатлениями с помощью булькающих звуков. Как свидетельствует очевидец, эти звуки исходили из их гортаней, но при этом рты не шевелились. Между тем выражение их глаз было вполне человеческое. В частной беседе Масс сказал мне, что он не был напуган их поведением и ощущал по отношению к себе скорее миролюбивое любопытство, чем враждебность.

Через некоторое время (по оценке Масса - через минуту) существа вернулись на борт летательного аппарата. Дверь закрылась, "как передняя часть архивного шкафа", но Масс все еще мог видеть их через открытую кабину. Они стояли к нему лицом и тоже смотрели на него. Аппарат тем временем начал удаляться: сначала он завис в метре над землей, а затем по наклонной траектории устремился прочь со скоростью реактивного самолета. Отлетев метров на пятьдесят, он исчез.

Я подробно расспросил свидетеля об этой последней детали наблюдения, но Масс стоял на том, что он не в состоянии сказать, то ли объект унесся так быстро, что глаз просто не смог за ним уследить, то ли он действительно исчез. Однако Масс помнил вполне отчетливо: "Вот объект есть, а в следующий момент его уже нет". А Масс остался стоять парализованный на своем поле.

Слово "парализованный", строго говоря, не то, каким следует пользоваться, когда речь идет о состоянии подобного рода. По словам Масса, он на протяжении всего наблюдения был в сознании. Все физиологические процессы (дыхание, работа сердца) протекали без затруднений. Он не мог только двигаться. Вот когда его действительно охватил ужас. Один на поле, без всякой возможности позвать кого-либо на помощь, Масс стал думать о близкой смерти. Лишь минут через двадцать контроль над телом постепенно восстановился, и он смог отправиться домой.

Это событие имело одно последствие. В течение нескольких недель после происшествия Масс страдал сонливостью, и все его знакомые, как и опрашивавшие его специалисты, видели, насколько трудно ему было бодрствовать даже четыре часа подряд. Это еще одна малоизвестная, но характерная черта случаев, когда очевидец наблюдает происходящее с близкого расстояния. Для Масса, привыкшего работать "от зари до зари", это последствие оказалось весьма впечатляющим и нарушившим его привычный жизненный ритм. Другим последствием, связанным с широкой оглаской этого случая, явился огромный ущерб, причиненный посадкам Масса нашествием любознательных туристов, пожелавших увидеть следы, оставленные летательным аппаратом.

Здесь я должен заметить, что Масс - человек весьма уважаемый в своем кругу. В прошлом участник Сопротивления, он - добросовестный и преуспевающий фермер. Полицейские, расследовавшие этот случай под руководством капитана Вольне из Диня, считают его человеком, заслуживающим полного доверия.

И тем не менее этот человек рассказал нам историю, которая выглядит не просто странной, но и совершенно невероятной.

Какое впечатление произвели на Масса "пришельцы"? По ему одному понятным соображениям, он знал, что они не собирались причинить ему вреда. Враждебного настроя с их стороны не ощущалось, он был им совершенно безразличен. Когда он стоял перед ними в течение той, самой длинной минуты, его вдруг охватило чувство глубокой, ни на чем не основанной уверенности, будто они "хорошие"; причину этой уверенности Масс не мог объяснить, ведь он ни слова не понял из их причудливого разговора.

Этот эпизод абсолютно фантастический. Но он заставляет нас вспомнить историю Барни и Бетти Хилл, рассказанную под гипнозом, о том, как их похитили в американском штате Нью-Гэмпшир. Возвращаясь после отпуска из Канады в сентябре 1961 года, они увидели странный свет над горами Уайт. Свет приблизился к дороге, и... далее они только помнят себя сидящими в машине в сотне километров южнее без каких-либо воспоминаний о пройденном пути. Под гипнозом они припомнили целую серию событий, и среди прочего то, как их похитили маленькие существа и подвергли "медицинскому" обследованию. Рассказ включает описание чужеземного языка, существ с почти человеческим выражением лиц, ощущения чувства необыкновенного доверия и полного отсутствия впечатления, будто этот инцидент имел какую-то определенную цель или же являлся частью тщательно спланированной акции.

Способность стремительно покидать место действия, а также поведение, отрицающее законы логики или физики, роднит эти существа с чудовищами ночных кошмаров взрослых и ведьмами детских снов; этот вывод представляет значительный интерес для психологов. Однако летательные аппараты пришельцев оставляют глубокие следы на земле; об этом заявляют хорошо выспавшиеся свидетели, способные полностью отдавать себе отчет в увиденном. Такого рода следы уже сотни раз фотографировались и измерялись.

Что же все это означает? Как можно примирить эти явно противоречивые факты? Есть ли смысл искать, основываясь на нашем собственном интеллектуальном уровне, объяснение поведения существ, которые, по-видимому, значительно превосходят нас в развитии? Может быть, мы способны воспринимать их действия только в виде несвязных фактов и беспорядочных картинок, подобно собаке, увидевшей на доске математические формулы, написанные рукой человека? Если это так, то мы сможем по-настоящему "открыть" смысл их присутствия здесь лишь после появления новых представлений о мире. И если какие-то высокоразвитые существа порождают нечто, наблюдаемое нами сегодня как феномен НЛО, может быть, это как раз и делается с целью изменить судьбу человечества, наглядно показывая нам нашу ограниченность как в технической, так и в интеллектуальной областях?

Дети Неизведанного. Если они все же нереальны, должны ли мы рассматривать слухи о них как знак каких-то изменений в человеческом воображении, изменений, озаряющих новые потайные области нашего "коллективного бессознательного"? Возможно, впрочем, они только дети нашей фантазии, и интерес к ним сродни нашей любви к Бэтмену и Золушке. Но, быть может, они вполне реальны. Ведь власть современной науки простирается над Вселенной, слишком уж ограниченной нашим представлением о ней, по сути, лишь вариацией на неисчерпаемую тему.

В любом случае важно понять, каким потребностям отвечают эти образы и почему все это так возбуждает нас и так тревожит. Этому и посвящена данная книга.

2. Крылатые диски и хрустящие лепешки

Теперь мы знаем, как много общего между современными рассказами, о контактах с НЛО и старинными преданиями, повествующими о неведомых призрачных существах. Но насколько тесно связаны эти истории? Можем ли мы быть уверены в том, что речь идет о настоящей преемственности и выходе на поверхность того же самого "подземного течениям?

В этой главе мы еще глубже проникнем в эти истории и найдем строгие параллели между чисто физическими описаниями наблюдений, выполненными в древние времена, и рассказами о современных, так называемых "близких контактах". Физические проявления весьма различны: форма летающих объектов, их изображение в виде крылатых дисков, связанные с ними существа, световые лучи, которыми они могут манипулировать, вызываемое ими изменение восприятия времени и необычные характеристики взаимодействия между свидетелями-людьми и неведомыми существами. Часто характерной особенностью диалога является его абсурдность, служащая для передачи не какого-то единичного факта, но высшей, символической истины. Эта абсурдность распространяется и на предметы, которыми люди обмениваются с пришельцами, и даже на материальные следы, оставляемые ими: круги примятой травы, обожженная земля, площадки, подвергшиеся действию сильного давления. Пока мы не найдем четкого объяснения этим деталям и не осознаем, что они обнаруживаются уже в античных и средневековых источниках, у нас не будет шансов понять феномен НЛО в целом.

Всеобщее явление

Если реальность, стоящая за феноменом НЛО, имеет и физическую и психическую природу и если она обращается с пространством и временем таким путем, который не укладывается в наши научные представления, может ли это служить единственным основанием для утверждения, будто происходящее ограничено только нашей культурой и нашим поколением? Мы уже отмечали, что ни одна страна не имеет особых привилегий в отношении проявления феномена. Будем рассуждать дальше: если феномен НЛО не связан ни с социальными условиями, характерными для нашей эпохи, ни с определенными техническими достижениями, то он мог существовать в той или иной форме с тех пор, как человечество возникло на этой планете.

Современные исторические концепции не могут удовлетворительно объяснить некоторые события античной эпохи. Начиная со II века до н.э. и вплоть до падения Римской империи интеллектуальная элита средиземноморского мира, воспитанная в духе научного рационализма, сталкивалась и зачастую не могла противостоять иррациональному началу, схожему с современными проявлениями необъяснимого феномена, началу, взращенному полным неприятием наукой того времени. Проявление этого начала всякий раз совпадало с крушением древних цивилизаций.

Комментируя эту параллель, французский ученый и писатель Эме Мишель предложил следующий мысленный эксперимент. Представим себе какого-нибудь знаменитого александрийского мыслителя, например Птолемея, астронома II века н.э., исповедующего рациональный метод Архимеда, Евклида и Аристотеля, и вообразим его читающим Апокалипсис и разные тексты, повествующие об Армагеддоне. Какова была бы его реакция? Он бы только пожал плечами, говорит Эме Мишель. "Ему никогда не пришло бы в голову поверить в это нагромождение несуразицы. На закате античности такая сцена должна была бы повторяться. тысячи раз. И мы знаем, что всякий раз она сопровождалась бы тем же неприятием, таким же пожиманием плечами, поскольку мы не имеем никаких письменных свидетельств какого-либо критического осмысления учений, идей и притязаний контркультуры, выразившей свои мысли через Апокалипсис. Она была слишком абсурдно чтобы удержать внимание читателя Платона. Но прошло немного времени - совсем немного времени, - и контркультура восторжествовала, а Платон был забыт на тысячу лет. Может ли все это повториться вновь?"

Только тщательное изучение древних текстов может спасти нас от последствий подобной "культурной близорукости". Среди других интересных предметов некоторые дошедшие до нас следы материальной культуры Финикии дают повод думать, что вера в "контакт" существовала уже в античности.
Информация