Просмотр темы

О психологии и "надпсихологии"

alexander1995
Человек начинает жить лишь тогда, когда ему удается превзойти самого себя Альберт Эйнштейн О человеке обычном можно сказать, что он не столько живет, сколько "проживает" жизнь. Его не волнуют проблемы цели, смысла и ценности жизни - он принимает ее такой, какой она ему является; он посвящает себя своим собственным желаниям; он стремится к чувственным наслаждениям и трудится ради денег и удовлетворения честолюбивых помыслов. Обычный человек может быть: слепо убежден в том, что единственно реален только этот зримый и осязаемый физический мир, он прочно привязан к земным благам и уверен в их единственной ценности; религиозным и верующим в Бога, но религия для него исчерпывается внешними формами и условностями; выполнив предписания церкви и приняв участие в ее обрядах, он полагает, что сделал все, что от него требовалось. Но однажды этот обычный человек может с удивлением и тревогой обнаружить, что в нем что-то изменилось. Перемена может быть внезапной или постепенной, среди полного довольства, здоровья или после ряда неудач. Общее одно: она начинается с появления чувства неудовлетворенности. У человека возникает ощущение, что ему чего-то недостает и это нечто смутное и неуловимое. Возникает острое чувство пустоты повседневной жизни. Все, что было для него интересно, утрачивает свою важность и ценность. Человек начинает искать исток и назначение жизни, спрашивать, например, в чем смысл его страданий и страданий других людей, чем могут быть объяснены многочисленные превратности человеческой судьбы и т. д. Или ищет себе новые занятия, новые стимулы и ощущения, пытаясь удержаться за ускользающую целостность своей жизни. Не понимая причин и значения этих новых настроений, человеку кажется, что он утратил психическое равновесие: то, что составляло его жизнь, теперь исчезает, а новый свет еще не явился. И обращается к психологам, психоаналитикам и т. д. Потому и таких специалистов становится все больше, ведь спрос определяет предложение. А он вырос, ох, как сильно, за последние несколько лет. Такое внутреннее расстройство приводит к тому, что человек впадает в глубокую депрессию, хватается за наркотики, входит в конфликт с самим собой, с окружением. К нему начинают приходить мысли о самоубийстве, потому что не может совладеть с состоянием своего внутреннего крушения и распада. И смерть кажется ему наименьшим из зол, ведь не желает, не в состоянии больше страдать. Мы видим, что все неприятности рода человеческого, настигшие его в последнее время, происходят на психологическом уровне. Разводы, отношения родителей и детей, кризис воспитания и образования, пренебрежение природой - все это происходит на уровне психологии. Проблема находится во внутреннем мире человека, она - с его желаниями, с его психологией. Психология, как наука, занимается практическим исследованием поведения человека и помогает ему улучшить свое состояние тем или иным способом или лекарством. Однако мы видим, насколько не работают лекарства и как часто бессильны врачи. И это потому, что психологические проблемы можно решить, только когда видишь причины их и корни. Потому и несовершенна психология, что не знает ответов на многие вопросы. Для этого человек обязан подняться на более высокий уровень развития, "надпсихологический", то есть на уровень причин, вызывающих то или иное поведение. И тогда будет иметь возможность видеть проблему целиком. Подобно тому, как человек изучает неживой, растительный и животный уровни природы: как бы сверху, с высоты своего развития. Поэтому, чтобы познать себя целиком, человеку необходимо обратиться к изучению общей природы и своего места в ней. Другого выхода просто нет. Всеобщий развивающийся кризис, как указующий перст, обязывает человека познать закон общей природы - закон равновесия, гомеостазиса. Незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. Хочет человек или нет, он находится внутри системы и на него действует "каток развития". Он "гонится" за ним, а человек убегает, чтобы не раздавил. Так выглядит наша жизнь. Чтобы ее изменить, необходимо сесть за руль этого катка. Но как начать развиваться добровольно, а не под давлением обстоятельств? - Изучив закон общей природы, и действуя согласно его положениям. Достичь равновесия - значит, познать всю природу, согласиться с ее законами и пребывать в согласии и единении с ней. Влад Рутус источник – интернет-газета Единый мир http://www.kabmir.com/
Kazuma
Сравните. Слова почти те же, но смысл совсем другой.
Для того чтобы лучше понять переживания, зачастую предшествующие пробуждению, мы должны рассмотреть некоторые психологические характеристики “нормального” человеческого существа. О таком человеке можно сказать, что он скорее “позволяет себе жить”, чем живет. Он принимает жизнь такой, как она есть, и не задает вопросов о ее смысле, ее ценности или цели. Он посвящает себя удовлетворению своих личных желаний, ищет чувственных наслаждений, эмоциональных удовольствий, материальной обеспеченности или удовлетворения личных амбиций. Более зрелое человеческое существо подчиняет свои личные интересы выполнению возложенных на него разнообразных семейных и общественных обязанностей, но не стремится понять, на чем основываются эти обязанности и из какого источника они проистекают. Такой человек, возможно, считает себя “религиозным” и верующим в Бога, но его религиозность обычно является внешней и конвенциональной, и если он следует предписаниям своей церкви и участвует в ее обрядах, то чувствует, что сделал все, что от него требовалось. Короче говоря, его операциональное убеждение заключается в том, что единственной реальностью является видимый и осязаемый физический мир, и потому он сильно привязан к земному благополучию. Таким образом, с точки зрения практических целей он считает эту жизнь замкнутой и самодостаточной. Его вера в будущий “рай” — если он задумывается о таковом — является целиком и полностью теоретической и академической, что доказывает тот факт, что он изо всех сил старается как можно дольше оттянуть свое отбытие к райским блаженствам.
Kazuma
Но может случиться так, что этот “нормальный человек” становится озадаченным и обеспокоенным переменой — внезапной или постепенной — своей внутренней жизни. Это может случиться после череды разочарований; нередко — после эмоционального шока, такого, как утрата любимого родственника или очень близкого друга. Но порой это происходит без всякой видимой причины, когда человек сполна наслаждается отменным здоровьем и жизненным процветанием. Перемена часто начинается с растущего чувства неудовлетворенности, с ощущения, что “чего-то не хватает”, “что-то упущено”. Но это “что-то упущенное” не является чем-то материальным и определенным; это нечто смутное и неуловимое, что человек не в состоянии описать. К этому постепенно добавляется чувство нереальности и пустоты обыденной жизни. Личные интересы и дела, прежде поглощавшие все его внимание, начинают казаться лишенными смысла; они утрачивают значимость и ценность. Возникают новые проблемы. Индивид начинает задумываться о происхождении и цели жизни; выяснять, почему прежде он так много вещей принимал на веру; задавать себе вопросы о смысле своих страданий и страданий других, о том, чем могут быть оправданы столь огромные различия в судьбах людей. Когда человек достигает этой стадии, он склонен неправильно понимать и неправильно интерпретировать свою ситуацию. Многие, не поняв значение и важность своего нового состояния ума, смотрят на эти затруднения как на причуды и капризы. Будучи встревожены возможностью умственного расстройства, они стремятся разными способами бороться с ними, прилагая отчаянные усилия, чтобы снова закрепиться в “реальности” обыденной жизни, которая кажется им ускользающей. Часто они с жаром погружаются в вихрь внешней активности, ищут все новые занятия, новые стимулы, новые ощущения. С помощью этих или других средств им, возможно, удается на какое-то время облегчить свое расстроенное состояние, но они не в силах избавиться от него навсегда. Оно продолжает процесс брожения в глубине их существа, подрывая основы их обыденного существования, и всегда готово, быть может спустя долгое время, опять вырваться наружу с новой силой. Состояние дискомфорта и беспокойства становится все болезненнее, а чувство внутренней пустоты — все невыносимее. Индивид приходит в смятение: большая часть того, что составляло его жизнь, теперь кажется исчезнувшим как сон, а никакого нового света пока не видно. В самом деле, он пока еще не знает о существовании такого света или не способен верить, что тот его осветит.
Kazuma
Часто бывает, что это состояние внутреннего смятения сопровождается моральным кризисом. Ценностное сознание человека пробуждается или становится более восприимчивым, возникает новое ощущение ответственности, и индивид может быть подавлен тяжелым чувством вины. Он сурово осуждает себя и становится жертвой глубокого разочарования, даже начинает подумывать о самоубийстве. Самому человеку при этом кажется, что физическое уничтожение — это единственный логический выход из его чувств бессилия, безнадежности, крушения и распада1. Вышеизложенное, разумеется, представляет собой обобщенное описание подобного рода переживаний. На практике внутренние переживания и реакции индивидов очень сильно различаются между собой. Многие никогда не достигают этой острой стадии, тогда как другие попадают в нее почти одним скачком. Некоторых людей в большей степени беспокоят интеллектуальные сомнения и метафизические проблемы; у других наиболее выраженными чертами являются эмоциональная депрессия или моральный кризис. Важно отдавать себе отчет в том, что эти разнообразные проявления кризиса близко напоминают некоторые из симптомов, считающихся характерными для невротических и пограничных психотических состояний. В некоторых случаях стресс и напряженность кризиса могут порождать физические симптомы, такие, как нервное истощение, бессонница, и другие психосоматические расстройства. Чтобы правильно подходить к ситуации, важно определить основной источник затруднений. Обычно это нетрудно сделать. Симптомы, наблюдаемые по отдельности, могут быть идентичными, но тщательное изучение их причин, рассмотрение личности пациента в ее целостности и — что важнее всего — понимание его реальной экзистенциальной ситуации открывают иные природу и уровень глубинных конфликтов. В обычных случаях эти конфликты происходят между “нормальными” влечениями, между этими влечениями и сознательным “я” или между индивидом и внешним миром (в частности, близкими людьми: родителями, родственниками, детьми). Однако в тех случаях, которые мы здесь рассматриваем, конфликты возникают между некоторыми аспектами личности и возникающими более развитыми тенденциями и стремлениями морального, религиозного, гуманистического или духовного характера. Не составляет труда убедиться в присутствии этих тенденций, коль скоро их признают в качестве реальных и значимых, а не объявляют фантазиями или сублимациями. В самом общем смысле возникновение духовных тенденций может считаться результатом поворотных пунктов в развитии или росте индивидуума.
Kazuma
Здесь есть одно возможное осложнение: иногда эти вновь возникающие тенденции оживляют или обостряют старые или скрытые конфликты между элементами личности. Такие конфликты, которые сами по себе были бы регрессивными, фактически являются прогрессивными, когда происходят в этом более широком контексте. Они оказываются прогрессивными потому, что содействуют достижению новой личностной интеграции, более полной и на более высоком уровне, — интеграции, для которой сам кризис прокладывает путь. Таким образом, эти кризисы являются позитивной, естественной и нередко необходимой подготовкой для дальнейшего развития индивидуума. Они выносят на поверхность те элементы личности, которые нуждаются в пересмотре и изменении в интересах дальнейшего личностного роста. Роберто Ассаджиоли "Самореализация и психологические нарушения"
P.S. Разбил на несколько частей, т.к. целиком отослать не получалось.
HelenaZ
Kazuma, ничего нового здесь нет. Ведь как пишутся научные труды? Один ученый переписывает у другого, немного изменяя текст. AngryЧто же касается психологов, то все они люди. И у них тоже есть "тараканы" в голове. Разве могут они поставить правильный диагноз? А тем более лечить?
alexander1995
Kazuma. За цитату спасибо. Вроде бы все верно, может это этап в изучении общих законов природы?
Virtual Reality
человек в мире - лишь постоялый двор для вещей знает те вещи, что встретил, не знает тех, что не встречал знает, что может то, на что способен, и не может того, на что не способен поэтому человеку не избежать незнания и неспособности разве не горько человеку стремиться отвратить неотвратимое истинные слова - без слов, истинное деяние - недеяние сколь ничтожно познание известного
Публикации
Обновления сайта
Подписка на обновления:

Подписка на рассылку:
Рассылка The X-Files - ...все тайны эпохи человечества

Группы в социальных сетях:
Это интересно