Мистические тайны Гурджиева. Часть шестая: Алистер Кроули и Гурджиев

26 декабря 2017
0
3849
«Дитя Луны» — самый известный роман Алистера Кроули, в котором отражены реальные события, имевшие место в Лондоне начала века. Удивительная история в стиле мистического триллера, написанная в 1917 году. Юная девушка волею случая оказывается вовлечённой в войну Чёрной и Белой лож. В книге описываются леденящие душу ритуалы некромантии, битвы магов и астральные сражения (350 страниц)».

«Исповедь Алистера Кроули» — автобиография, полная причудливых фактов и вдохновенных озарений, над которыми автор работал в течение многих лет (1200 страниц)». Каково? «Властелин Царства Теней» — биография Алистера Кроули, написанная его литературным секретарём Джоном Симондсом».

Любопытствующим и алчущим кроулианства остаётся только дождаться появления на свет Божий этих книг.

Пожалуй, следует сказать, что наш «герой» вошёл в литературу ещё одним, опосредованным способом: он стал прообразом главного персонажа романа своего современника Уильяма Сомерсета Моэма, который называется «Чародей» и не попадаёт в ряд лучших произведений этого прекрасного английского писателя.

Ещё одна ипостась Алистера Кроули: живопись. Как самодеятельный художник он тоже не забыт в наше время: периодически в различных странах Европы, чаще в Англии, проходят выставки его полотен. К рисованию маэстро обратился довольно поздно, а именно в 1920 году, когда в Италии у него появилось «Телемское аббатство» (об этом месте мистических разнузданных оргий «волшебника» речь у нас ещё впереди). Стены сего пристанища «оккультной магии» её владелец покрыл демонической и порнографической живописью собственного производства. Отсюда и пошло: родился Кроули-художник. И, надо сказать, незаурядный, без всякой, естественно, школы, но — самобытный. Если сравнивать его живопись с чьей-то ещё, то напрашивается аналогия лишь с Нико Пиросмани — те же краски, тот же «примитив», только тематика разная.

Один известный критик, побывавший на выставке живописных работ Алистера Кроули, состоявшейся в Берлине в 1930 году, писал:

«Его картины интересны исключительно тем, что они являются откровениями сложной души, преследуемой сонмом фантастических видений».

Излюбленным объектом изображаемых персонажей для живописи был он сам. И в этой связи — лишь об одной работе: «Автопортрет в образе Антихриста». Никакого внешнего сходства нет. Удивительно другое: перед нами лицо инопланетянина, какими пришельцев из других миров стали изображать — со слов «очевидцев» — во второй половине двадцатого столетия (и о которых, естественно, понятия не имел Алистер Кроули во все периоды своей бурной жизни): вытянутое лицо с явными чертами демонизма, огромный лысый череп, длинный разрез глаз, чёрные мефистофельские брови, взгляд прямой, жёсткий и неумолимый, густые тени на щеках, над переносицей каббалистический знак в виде трезубца; картина написана в тёмно-синих тонах. Да! Есть на лысом черепе «причёска». Но, не зная одной особенности маэстро, сразу вы эту фигуру не расшифруете. Дело в том, что «великий маг» носил в пору Телемского аббатства весьма оригинальную, мягко говоря, причёску: одну прядь волос у себя на голове он выкладывал в виде фаллоса. Вот этот инструмент астрального секса и изображен на «Автопортрете». Здесь, пожалуй, уместно сказать ещё об одной детали внешности реального Алистера Кроули: в добавление к фаллосу на голове маэстро ещё подпиливал себе зубы, заострив их, как у вампиров, и иногда, знакомясь с женщинами, которые были «в его экстазе», впивался ими при поцелуе ручки в запястье. По свидетельству современников, эффект в подавляющем большинстве случаев был «положительный».

Наконец, последнее. Уже при жизни Алистер Кроули был весьма популярен в музыкальной среде — у певцов (и певиц), композиторов-инструменталистов; многие его стихи в двадцатые и тридцатые годы стали популярными песнями — хитами, как бы сказали сейчас. И, что весьма примечательно, во второй половине прошлого столетия многие поп-музыканты сделали «великого мага» своим кумиром. Возможно, им импонировал девиз Алистера Кроули: «Делай что хочешь. На сей заповеди утвердится весь Закон» — или его пристрастие к наркотикам. Характерно: среди лиц, помещённых на обложке альбома «Битлз» «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера», можно увидеть абрис «Зверя Апокалипсиса»...

Итак, следует констатировать — с прискорбием или как объективную реальность, что в наше время, на рубеже третьего тысячелетия, из всех «великих» оккультистов двадцатого века самым популярным и притягательным для наших современников, интересующихся оккультным феноменом, является Алистер Кроули. Вы спрашиваете: почему? Пока скажу одно: есть Бог, всемогущий и всеправый, исполненный вселенской Любви. Но есть и Сатана, есть сатанизм и сатанисты, поклонники и слуги Князя Тьмы.

А теперь обратимся к некоторым фактам биографии «великого мага».

Эдвард Александр Кроули родился 12 октября 1875 года. Двумя событиями, связанными с оккультизмом, замечательна эта дата. Наш герой осчастливил своим появлением человечество в год, когда умер Элифас Леви, знаменитый французский мистик, которого по праву стоит считать отцом современного оккультизма; в своих работах «Догма и ритуал в высшей магии», «История магии» и «Ключ к тайнам», написанных простым, ясным и афористичным языком, Элифас Леви впервые ввёл понятие «оккультных знаний». (Впоследствии Алистер Кроули утверждал, что в предыдущей жизни он был Элифасом Леви, а сам Элифас Леви — воплощением графа Калиостро и Папы Римского Александра VI Борджиа. Великим мистификатором являлся яростный Кроули Алистер.) А ещё в 1875 году в Соединённых Штатах Америки (США) Елена Петровна Блаватская создала Теософское общество.

Отец будущего мага Эдвард Кроули был преуспевающим пивоваром: на своём фирменном пиве «Кроули» он нажил изрядное состояние и, завещав его своему сыну Александру, удалился от дел, дабы посвятить свою жизнь проповедям доктрин аскетической христианской секты «Плимутские братья». Семейство Кроули жило в Лемингтоне, маленьком тихом городке, недалеко от Стратфорда-на-Эйвоне. (В городе Страдфорд – на – Эйвоне родился Уильям Шекспир). И хотя Кроули-старший покинул сей бренный мир, когда Александру было одиннадцать лет, он успел дать сыну вполне достойное образование: в год смерти отца мальчик поступил в частную школу секты «Плимутские братья» в Кембридже; очевидно, именно здесь, в нём проснулся дух мятежа — прежде всего против пуританской веры своих родителей. В автобиографии, названной, как уже знает читатель, «Исповедь Алистера Кроули», он поясняет, что его последующий «сатанизм» (чёрная магия, колдовство) представлял собой не что иное, как бунт против религии его детства:

«Моя сексуальная жизнь была очень интенсивной, любовь являлась вызовом христианскому вероисповеданию, которое было деградацией и проклятием».

Александру исполнилось четырнадцать лет, когда молодая служанка проявила к нему определённый интерес, и подросток тут же увлёк её в спальню своей матери и там овладел ею.

В 1891 году в жизни нашего героя произошло немаловажное событие (Александру — шестнадцать лет): он попытался устроить фейерверк, но взял слишком много пороха — десять фунтов. Мальчик поджёг фитиль, и прогремел оглушительный взрыв. Александр Кроули, балансируя на грани жизни и смерти, был без сознания в течение девяноста шести часов и «вернулся» на землю «из туннеля, в котором встретил НЕЧТО, о чём не будет поведано никогда и никому».

На следующий год Александр поступил в закрытую привилегированную школу для мальчиков и, проучившись там совсем недолго, стал студентом Оксфорда. Молодой человек увлёкся алхимией и поэтому свою будущую профессию определил словом «химик» (впрочем, это увлечение было недолгим). Однако в области алхимии у него в ту пору появился учитель, некто Джорж Сесиль Джоунс, который и введёт юного мистика Александра Кроули в Орден Золотой Зари, возглавляемый, «величайшим магом», входящим в контакт с тайными вождями,— это не кто иной, как Самуэл Лидделл Мак-Грегор Мазерс.

К этому времени Алистер (уже Алистер) — единственный наследник большого состояния: умерла его мать. Он, продолжая учёбу, живёт в Оксфорде на широкую ногу, становится превосходным шахматистом, публикует стихи, как бы сейчас сказали, «за свой счёт», приобретает опыт однополой любви — и таким образом закладывает фундамент своей мрачной репутации. Именно тогда он записывает в своём собственном дневнике:

«Ещё в отрочестве я знал, что я Зверь, число которого 666. Я ещё не понимал до конца, к чему это ведёт: это было страстное, экстатическое ощущение собственной личности.
На третьем году учёбы в Кембридже я сознательно посвятил себя Великому Деланию, то есть Деланию из себя Духовного Существа, свободного от противоречий, случайностей и иллюзий материальной жизни».

К этому же времени он начинает заниматься практическим оккультизмом, приведшие молодого человека в Орден Золотой Зари; за два года он прошёл все степени посвящения в этой закрытой ложе; в Ордене он принял тайное имя — Пердурабо, что в переводе с латинского означает: «Я выдержу». Стремящийся всегда к первенству, не терпящий верховодства над собой, Алистер Кроули попытался вытеснить Мазерса из Ордена Золотой Зари и встать во главе ложи. Между ними началась «оккультная война»; по утверждению членов ложи, это был поединок двух магов, белого и чёрного, и вот как современник описывает эту схватку:

«Мазерс наслал на своего соперника вампира, но Алистер Кроули сразил его своим собственным потоком зла. Однако Мазерсу удалось погубить всю свору легавых собак Алистера Кроули и наслать безумие на его слугу, который совершил неудачное покушение на жизнь своего хозяина. В ответ Алистер Кроули вызвал демона Вельзевула и его сорок девять помощников и послал их наказать Мазерса, находившегося в Париже. Однако члены Золотой Зари сплотились вокруг Мазерса и исключили Алистера Кроули из своих рядов».

Таковы оккультные страсти...

Но изгнание из Ордена ничуть не обескуражило молодого мистика и практического оккультиста. Он начал задумываться над созданием своей собственной ложи, и очень скоро его внимание остановится на Ордене Тамплиеров Востока, основанном в Германии (может быть, поэтому Алистер Кроули считал Германию своей «второй родиной»); в не таком уж далёком будущем для своего «аббатства» он возьмёт у тамплиеров основу их «веры», а именно: секс является ключом к человеческому естеству, оргазм же, возведенный в особый статус, может стать сверхъестественным переживанием, приводящим к полному раскрепощению личности.

А пока что отцовское состояние ещё далеко не промотано, хотя наш герой, не задумываясь, швыряет деньги направо и налево — неистовый Алистер Кроули для занятий магией арендует в Шотландии на озере Лох-Несс (да – да, дамы и господа на
том самом, где ищут и никак не найдут таинственное чудовище) нечто вроде маленького имения, скорее, ферму и называет себя «помещиком из Боулскайна». Магические действия он начинает с того, что, сотворив им же созданный ритуал, начинает вызывать своего ангела-хранителя. Согласно лох-несской легенде, вместо него к Алистеру Кроули явился целый сонм духов Зла. Однако все они были его собственными, выражающими сущность хозяина, демонами, и с ними он вёл задушевные беседы. К нему однажды явился подлинный Демон Ада. А дальше... Уже некоторые современные исследователи феномена лох-несского чудовища утверждают, что Демон Ада так донял маэстро Алистера Кроули своими домогательствами, что великий маг в конце концов «сплавил» — в буквальном смысле слова — назойливого монстра в озеро, и тот сейчас обитает в его мрачных глубинах. Во всей этой истории бесспорно одно: что – то действительно есть в озере Лох – Несс.

Требуется ещё маленькое пояснение к биографии Алистера Кроули как шпиона. Ни в одной биографии нашего героя, написанной на Западе, вы не найдёте упоминания, даже намёка, о том, что Алистер Кроули с молодых лет и, очевидно, до конца дней своих сотрудничал с английской внешней разведкой, а также со Скотленд-Ярдом, был опытным и умелым шпионом прежде всего в странах Востока и Азии; притом, начиная с тридцатых годов, он был двойным агентом, приносил пользу на «невидимом фронте» не только своей стране, но и ещё одной могущественной державе Европы.

Вот как описывает его вербовку в своей книге Игорь Александрович Минутко «Георгий Гурджиев. Русский лама»:

«14 июля 1901 года в Лондоне шёл дождь, и глава Адмиралтейства — сухощавый господин с брезгливым и надменным выражением лица, лет шестидесяти, страдающий подагрой, глубокий знаток Уильяма Шекспира, любитель шахмат, устриц и горячего грога, страстный охотник и тайный игрок на бирже — стоял у высокого окна своего кабинета и через стекло, по которому ползла вниз тончайшая плёнка дождевой воды, смотрел на набережную Темзы и на смутные контуры зданий на противоположном берегу реки.

Настроение у хозяина кабинета было прескверное: то, что он предвидел, о чём неоднократно предупреждал в палате лордов, увы, сбывается.

— Да, да, высокочтимые (и меднолобые — это про себя) коллеги! — говорил он на одном из последних заседаний палаты.— Я много раз предостерегал высокое собрание: наша внешняя политика на Востоке неизбежно столкнётся с интересами России в этом многоликом и богатейшем регионе. Убеждал: необходимы превентивные меры прежде всего в Китае и Тибете, дабы русские не опередили нас!

Информация