ОПОЗНАННЫЕ ПРИШЕЛЬЦЫ

24 апреля 2006
1
17958
Действие этих механизмов вполне понятно, и мы верим, что они действительно существовали. Однако есть и другие, которые с точки зрения современной исторической мысли гораздо менее правдоподобны. Так Раджхаван упоминает об устройстве, которое могло создавать бурю, чтобы деморализовать вражеские полки.2 О подобном оружии писал также в третьем столетии нашей эры римский писатель Флавиус Филостратус, описывающий индийских мудрецов, которые "не бились со вторгшимся неприятелем, а отражали его нападение при помощи небесной артилерии - грома и молний, ибо были святыми людьми".3 Филостратус говорит, что этот род оружия - огонь или ветры - применялся при отражении нападения на Индию египетского Геркулеса и что есть апокрифическое письмо, в котором Александр Великий рассказывает своему учителю Аристотелю, что ему тоже довелось сталкиваться с подобным оружием.4
Современные исследователи склонны рассматривать сочинение Филостратуса как поддельное, однако оно показывает, что в то, время когда был написан этот трактат, среди римлян ходили рассказы о существующем в Индии необычном оружии, использующем огонь и ветер. В древних эпосах, таких как "Махабхарата" есть немало упоминаний о замечательном оружии-ветре - ваявья-астра и огненном оружии - шатагхни (или "убийца сотен"). Сочинения, написанные в отдаленные от нас времена, как правило изображают это оружие более мощным и необыкновенным, нежели делают это более современные тексты. Некоторые ученые приписывают сии "преувеличения" фантастическому воображению древних сочинителей и их современных редакторов. Но можно объяснить их и тем, что мы постепенно утрачиваем знания о древней индийской цивилизации, которая постепенно пришла в упадок в результате собственного разложения и неоднократно опустошалась иноземными захватчиками.
Вместе с тем, отдельные ученые, которые доказывают, что в древней Индии были известны ружья, пушки и другое огнестрельное оружие, но к началу христианской эры это знание постепенно стало сходить на убыль и окончательно исчезло к началу христианской эры. Эта точка зрения подробно обсуждается в книге Густава Опперта.5

Традиционные аэропланы
В средневековой индийской литературе есть немало рассказов о летающих машинах. Так в "Харша-чарита" Баны рассказывается о Яване, который построил самолет и использовал его, чтобы похитить некоего царя. Сочинение Данди "Аванта-сундари" повествует об архитекторе по имени Мандхата, построившем воздушный экипаж для такой незначительной цели, как прилеты издалека домой, чтобы посмотреть, не проголодалась его молодая жена. Кстати, его сын, как рассказывается, создал механического человека для шутливых поединков и искусственные облака, из которых шел холодный ливень. Оба эти сочинения датируются седьмым столетием нашей эры.7
Буддхасвамин, живший между девятным и десятым столетимями, написал версию "Брихат-катхи", обширного собрания популярных историй. В ней он рассказывает, между прочим, о воздушной колесницах акаша-янтрах, лететельных машинах, владение которыми он приписывает яванам - так обычно называли иноземных варваров. Надо сказать, что это общая черта: санскритские тексты, как правило, приписывают летательные аппараты янтрам.7
Некоторые исследователи предполагают, что яваны - это греки, а индийские предания о летательных машинах имеют греческое происхождение. К примеру, Пензер считает, что греческий философ Арчитас (428-374 годы до нашей эры), возможно, был "первым ученым-изобретателем", придумавшим устройство, напоминающее индийские янтры. Арчитас "сконструировал разновидность летательной машины, состоящей из деревянной фигуры, уравновешенной весом, подвешенным на блоке, и приводящуюся в движение помещенным в резервуар воздухом".8
Нет сомнений, что в древнем мире бытовал широкий обмен идеями между различными его областями, и сегодня трудно узнать наверняка, где зародилась та или иная идея и насколько удалось ее развить. Тем не менее, мы знаем, что в средневековой Индии была известна довольно подробно разработанная идея летательных аппаратов, напоминающих самолет.
Информация